Факультет

Студентам

Посетителям

От суеверий к научному познанию небесных явлений

Древнейшие памятники письменной культуры, дошедшие до наших дней, сохранили немало воспоминаний современников о совершавшихся тогда небесных явлениях.

В большинстве записок современников эти явления расцениваются, как страшные знамения, предвещавшие несчастье. Но среди вороха суеверной шелухи, загромождавшей воспоминания древних, мы слышим далекий и трезвый голос русского летописца.

В коротких строчках летописи он записывает:

«В 1028 году. На небе появилось такое знамение, что его можно было видеть по всей земле».

Очевидно, этому знамению — небесному явлению — современники придавали какой-то особый, таинственный, смысл, очевидно, они ожидали каких-то грозных бедствий. А летописец, не доверяя беспочвенным предчувствиям, как бы проверял их. И год спустя в летописи появляется короткая запись:

«В 1029 году. Было мирно».

В великолепном памятнике русского народного эпоса — «Слове о полку Игореве» — безвестный певец пишет о знамениях небесных в канун битвы Игоря с половцами в 1185 году:

«На другой день рано кровавая заря возвещает рассвет, черные тучи с моря хотят прикрыть четыре солнца, а в тучах трепещут «синие молнии…».

«Было темно в третий день. Два солнца померкли, оба багряные столпа погасли… На реке на Каяде тьма закрыла свет».

Эти грозные знамения как бы предвещали поражение Игорева войска. И оно действительно было разбито половцами. Однако поэт по-своему объясняет победу половцев:

«У князей, вместо борьбы с погаными, междоусобия, брат стал брату говорить: «Это мое и то мое!» И начали князья про малое «это великое» молвити, сами на себя ковать крамолу; поганые же со всех сторон приходили с победами на русскую землю».

Современник правильно оценил события: при чем тут знамения, если князья вместо того, чтобы всем вместе оборонять русскую землю, сами враждовали друг с другом?

В 1581 году, во время осады Пскова, появилось небесное знамение. Один из очевидцев описывает его как таинственное чудесное явление: он видел большой свет и сияющие столбы, и в этом свете богородицу, и целый сонм псковских святых — покровителей города. А другой очевидец, глядя на небо не суеверными, а трезвыми глазами, записал в своем дневнике: «Сегодня и в прежние ночи видны

на небе знаки, как бы столбы, которые представляют подобие двух конных войск… Но дива тут нет никакого, а, скорее, какая-нибудь игра природы, испарения и пр.».

Явление над Псковом было северным сиянием. В то время никто не знал его причины. На севере, где северные сияния бывают часто, народ относился к ним спокойно. В умеренных же широтах, там, где стоит Псков, и южнее его, а также в Западной Европе, северные сияния были редкостью. Неудивительно, что люди относились к ним с трепетом и видели в них предзнаменования каких-то бедствий.

Первый русский ученый Михайло Ломоносов в своем «Вечернем размышлении при случае северного сияния» писал:

Лицо свое скрывает день;
Поля покрыла влажна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Заездам числа нет, бездне — дна…
В Беседы о природе и человеке

Такими торжественными строками открывал великий ученый свое размышление о чудесах натуры (природы). Он сам не имел ясного представления о том, каков должен быть ответ на вопрос, что такое северное сияние, но он пытался понять это явление, его причину.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря.
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!..
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Ломоносов поступал, как истинный муж науки. Опираясь на современные ему знания, он создавал научные предположения (гипотезы) и с их помощью пытался решить загадку, превратить гипотезу в закон, то есть в правильное обоснование того или иного явления.

Долгими и трудными путями шло человечество к разрешению сотен загадок, которые его окружали.

Чтобы правильно объяснить солнечные и лунные затмения, чтобы понять, что такое комета, «звездный дождь», кольца вокруг луны, странные призраки в горах, столбы и кресты в небе, человек должен был правильно понять свое место в мире. Разумеется, пока он полагал, что Земля стоит на трех китах, а звезды делаются из старой Луны, эти явления были для него загадочными.

Путем длительных, многовековых наблюдений за движениями Солнца и Луны люди установили какую-то твердую последовательность этих движений и взаимную связь между Солнцем и Луной. Еще две тысячи лет назад в Греции и Египте знали довольно точно, когда следует ожидать затмения Луны или Солнца. Но известно было, так сказать, только следствие, а причина его была непонятной. Однако с течением времени люди научились правильно сопоставлять отдельные факты, учились связывать причину и следствие, опровергая мнимые суеверные связи.

Уже давно, задолго до Коперника и Галилея, древнейшие мыслители высказывали гипотезы» что Земля шарообразна. И среди этих ученых следует назвать неизвестное еще широким массам имя великого мыслителя, философа таджикского народа, ученого и поэта Носири Хисрау, уроженца города Кубадиана, нынешнего Микоянабада.

Хисрау жил на заре нашего тысячелетия (он родился в 1005 году). И почти тысячу лет назад он писал:

.. что Юпитер, и Марс, и Луна
У горящего Солнца заимствуют свет,
Что моря, и пустыни, и горы Земли
Держит воздух — иного фундамента нет…

Он писал, что Солнце гораздо больше Земли, что Земля, и Солнце, и планеты вращаются в безграничной вселенной. Он спрашивал себя: а движется ли вселенная, есть ли у нее глубина и высота? В замечательной поэме своей «О разуме и просвещении» он прославлял разум и призывал человека к размышлению:

В суть явлений глазами ума загляни —
Лишь для них проницаема жизни кора.
Ты глаза свои часто лечил, человек, —
Очи разума разве лечить не пора?
То, что скрыто от наших телесных очей,
Открывается ясному взору ума!
Разум — яхонт, а сердце живое — руда,
Рудником же душа да послужит сама!..
…Разум — тайны посланец к тебе, человек:
Неспроста поселился он в сердце твоем.
Как разведчик, о множестве тайных вещей
Вопрошает, оставшись с тобою вдвоем…

Тысячу лет назад прозвучали эти слова, но не нашли отклика у современников. Мудрые и правдивые мысли были задавлены тогдашними мракобесами.