Факультет

Студентам

Посетителям

Равноценность человеческих рас и антропологических типов

В политической практике государств, общественный строй в которых зиждется на основе угнетения человека человеком, неоднократно была использована и продолжает использоваться в разных видах идея о неравноценности человеческих рас и антропологических типов.

Особенно широкое развитие лженаучная идея о неравенстве человеческих рас получила в фашистских государствах, где расцвела расистская теория, имеющая целью оправдать существование капиталистического строя и его политику путём ложного освещения фактов (или путём их прямой подделки) из области биологии и психологии человека.

Согласно этой теории, разные расы произошли от разных предков, существуют неизменно и отличаются друг от друга не только внешними признаками, но и внутренней духовной сущностью, причём как внешние, так и внутренние расовые черты предопределены и меняться не могут ни при каких условиях (кроме случаев смешения рас). В данном вопросе расизм опирается на реакционные биологические представления Вейсмана и Моргана о существовании неизменных наследственных генов, в силу чего не только каждый народ, но и каждый класс передаёт свои «устойчивые» биологические качества по наследству и, стало быть, не может «выскочить» из своих рамок. По внутренним признакам (которым соответствуют и признаки внешние) расы делятся на «высшие» и «низшие». Первые способны к прогрессу и тем самым по своей природе предназначены к господству. Низшие расы не способны к культуре, остаются навсегда пассивными, неполноценными и, следовательно, самой природой предназначены к рабству, подчинению, обслуживанию высших, активных рас. Немецкие фашисты времён Гитлера высшей расой считали, конечно, германскую; англо-американские расисты считают высшей расой англо-саксонскую.

История человечества изображается как борьба рас и соответственно борьба культур, создаваемых каждой расой Г Высшие расы, выполняя «заложенную» в них миссию, стремятся подчинить себе неполноценные расы. Победа высшей расы означает продвижение человечества вперёд, победа низшей расы — упадок культуры. Но в случае победы высшей расы прогресс и общественный порядок обеспечиваются лишь до тех пор, пока сохраняется «чистота» расы. Если же победители смешиваются путём браков с побеждёнными, чистота расы нарушается, прогресс останавливается, начинаются внутренние беспорядки, общественные потрясения (революции, забастовки) и различные бедствия. В частности, люди «нечистой» (смешанной) расы склонны к преступлениям, заболеваниям, к умственному и физическому вырождению.

Пользуясь такой «научной» теорией, нетрудно сделать и практические выводы в области политики и законодательства. Поскольку высшая раса предназначена к господству, то захват чужих земель и война — это её «право», предоставленное природой. С другой стороны, убийство, уничтожение других народов — это благодеяние для человечества, так как оно освобождается таким путём от неполноценных элементов. Смерть человека, например, от чахотки — тоже благодеяние для человечества, так как эта болезнь, по утверждению расистов, следствие не общественных условий, а порочной конституции человека. Мало того, такому «естественному отбору» необходимо сознательно и всячески помогать. Надо «очищать» расу: истреблять неполноценных, к разряду которых фашисты относят не только представителей других народов (евреев, славян, негров, китайцев и т. д.), но и представителей враждебных капитализму классов своего же народа. Вместе с этим считается необходимым запретить смешанные браки и путём стерилизации лишать «неполноценных» возможности иметь детей.

Эти выводы, вытекающие из расистской «теории», широко применяются в государствах, находящихся под игом империализма. Поскольку расисты между биологией и социологией ставят знак равенства (у них даже классы — биологическая категория, тогда как на самом деле это результат появления частной собственности на средства производства), в фашистской Германии в целях «очищения» расы были изданы жестокие законы против евреев и рабочих, была официально введена чудовищная практика кастрации «неполноценных» людей. В США законодательство 36 штатов запрещает браки между неграми и белыми (в Техасе за это наказывают каторжной тюрьмой на срок от двух до пяти лет), а в 15 штатах запрещены также браки между белыми и монголоидами. Более чем в 30 штатах принят и действует закон о стерилизации.

Новейшие проявления расизма в США оперируют с понятием «структура характера»: все люди, принадлежащие к данной нации, в психическом отношении якобы однородны, имеют одну «структуру характера». В структуру характера входят и культурные особенности нации. Таким образом, в отличие от немецких расистов, некоторые американские расисты делают упор не на биологию, а на психологию. Структура характера, хотя и не наследуется биологически, но передаётся от поколения к поколению в неизменном виде. Причина: психика человека может меняться только в первые четыре-пять лет его жизни; позже психика «затвердевает» и уже определяет всю судьбу человека — его успехи или неудачи. И так как психика последующих поколений формируется под действием тех же причин, что и психика предыдущих поколений (под влиянием таких «событий» детства, как сосание груди, первые попытки встать на ноги и т. д.), то и структура характера у ряда поколений остаётся неизменной. Получаются народы с хорошей и плохой психикой (структурой характера), т. е. высшие и низшие. Народы не могут изменить свою структуру характера, — это можно сделать только путём воздействия извне, при помощи другого народа.

Отличительная черта американского «психорасизма» — почти полная обнажённость целей, ради которых эта «теория» стряпается. Если рабочий бедствует, а капиталист преуспевает, — значит, у первого психика «неудачника», а у второго превосходная структура характера. Тяжёлое положение негров, индейцев и других народов, в США — следствие их плохой психики, которая ещё не успела «исправиться» от общения с хорошей психикой американцев. План Маршалла и навязывание американского образа жизни — это не закабаление других народов, а только «помощь» со стороны американцев другим народам в целях улучшения структуры характера последних. Психорасисты договорились до того, будто у мужчин индонезийцев из-за нерегулярного обучения в детстве ходьбе вырабатывается отсутствие предприимчивости, стремление попасть в подчинение к более сильным мужчинам другой нации» желание быть объектом агрессии!

Предвзятая теория биологической и психологической неравноценности рас и народов не выдерживает никакой критики. Она полностью опровергается наукой. Об историческом «построении» расистской теории и говорить не приходится: общеизвестно, что история человечества была прежде всего историей развития производительных сил и производственных отношений людей, т. е. на значительном отрезке времени — борьбой классов, а не борьбой рас. Но и антропологический «фундамент» расовой теории насквозь фальсифицирован.

Передовой наукой доказано, что человечество в своём происхождении едино. Оно возникло в некоторой одной области земного шара, и, лишь расселившись отсюда по всей Земле, люди впоследствии приобрели некоторые внешние отличия. Между прочим, всюду, где есть памятники культуры нижнего палеолита, они поражают своим однообразием, отсутствием местных различий на всей территории своего распространения, — свидетельство отсутствия изначальной культурной неравноценности различных человеческих групп, каковую пытались «отыскать» буржуазные учёные Раса не есть нечто окостенелое и незыблемое: она с течением времени менялась, вплоть до прекращения расообразования. Никаких постоянных признаков, равно как вечных и неизменных задатков, нет ни у рас, ни у антропологических типов, как нет и антропологических противоположностей. Антропологические границы никогда полностью не совпадают с этническими. Нации, народности, а нередко и племена антропологически неоднородны внутри себя. Народы на протяжении человеческой истории непрерывно перемещались и смешивались. Например, Северная Америка является одним из самых показательных очагов «переплавки» рас и народов. Туда сплошным потоком переселялись и вступали друг с другом в браки англичане, ирландцы, голландцы, немцы, французы, испанцы, португальцы, евреи, славяне, негры, китайцы и т. д.

Фашистские антропологи пытаются устанавливать «высшие» и «низшие» расы также и по внешним признакам. Например, по их утверждению, чем больше лобный угол у человека, тем к более «высшей» расе человек принадлежит. Охотно приводят примеры, показывающие, что у германцев лобный угол около 90°, а у ряда других народов меньше, но скрывают, что у негров этот угол равен 100°. Считая большую ёмкость черепа, а следовательно, и большой размер мозга, признаком «высшей» расы (что совершенно неверно, так как размеры мозга ещё ничего не говорят о способностях человека), расисты охотно отмечают, что у германских народностей размер черепа колеблется от 1360 до 1460 куб. см, а у индийцев достигает только 1275 куб. см. Но они «забывают», что у эскимосов, например, объём мужского черепа более 1560 куб. см. Иными словами, если бы даже этот признак действительно имел хоть какое-нибудь значение для определения умственных способностей, то у многих так называемых низших народов черепа оказываются более ёмкими, чем у многих так называемых высших.

Биологические и анатомо-физиологические особенности у всех ныне живущих людей одинаковы. Антропологические признаки не имеют никакого отношения к их умственной и трудовой деятельности. Нет рас и народов «высших» и «низших», благородных и неблагородных, активных и пассивных. Между расой и культурой нет никакой связи. Из истории известно, что высокие для своего времени культуры Китая, Индии, Египта, Вавилона, Перу, Мексики были созданы самыми различными народами и расами в разных местах Земли, и притом без всякого участия «благородных» германцев и англо-саксов. Культурная отсталость отдельных племён и народов — это вовсе не следствие их биологических свойств или плохой «структуры характера», а результат конкретных условий исторического развития. Люди, достигшие одинаковых успехов в развитии производства, находятся вместе с тем и в одинаковой стадии своего культурного развития, хотя бы они и находились территориально в очень большом удалении друг от друга. Именно поэтому у расово различных, географически удалённых народов наблюдается нередко удивительное совпадение материальной и духовной культуры. Культура создаётся не расой, а экономикой, производственными отношениями и другими предпосылками общественного развития, причём культурные и хозяйственные связи между народами приводят к обмену культурами, к тому, что приобретения культуры становятся в конце концов общечеловеческим достоянием. В древнем Китае возникла культура чая, были изобретены фарфор, порох, компас, бумага. Из Вавилона человечество получило плуг, из Ассирии первую колесницу, от финикийцев алфавит, от арабов цифры, от индийцев шахматы и т. п.

Расистскую теорию опровергает не только наука, но и практика. И. В. Сталин пишет: «Раньше «принято было» думать, что мир разделён искони на низшие и высшие расы, на чёрных и белых, из коих первые неспособны к цивилизации и обречены быть объектом эксплуатации, а вторые являются единственными носителями цивилизации, призванными эксплуатировать первых. Теперь эту легенду нужно считать разбитой и отброшенной. Одним из важнейших результатов Октябрьской революции является тот факт, что она нанесла этой легенде смертельный удар, показав на деле, что освобождённые неевропейские народы, втянутые в русло советского развития, способны двинуть вперёд действительно передовую культуру и действительно передовую цивилизацию ничуть не меньше, чем народы европейские». В СССР благодаря правильной национальной политике партии за 37 лет многие народы, относимые фашистами к «низшим» и «неполноценным», поднялись на самую высокую ступень культуры.

Если существование внешних различий между отдельными группами человечества послужило для расистов поводом к созданию лживой расистской теории, то обмен культурами и наличие хозяйственных и культурных связей между народами являются исходной точкой для пропаганды космополитизма. Сущность космополитизма заключается в отказе от национальных традиций, пренебрежении национальными особенностями развития отдельных народов, отрицании патриотизма. В прошлом буржуазия ещё как-то держалась за национальные лозунги, чтобы укрепить в каждой стране своё внутреннее положение, но теперь, в стадии империализма, самостоятельность народов служит серьёзной помехой распространению власти крупных капиталистических монополий на весь мир. Оттого и пропаганда космополитизма сейчас резко усилилась.

Космополитизм (в основном англо-американских авторов) опирается на «соображения» двоякого рода. Первое «соображение»: ныне, в эпоху всемирных хозяйственных связей, существование независимых государств — такой же исторический пережиток, каким было некогда существование удельных (феодальных) княжеств. По аналогии с феодальными княжествами прошлого существование самостоятельных малых и средних государств в наше время экономически нецелесообразно, а с точки зрения политической «неудобно». К тому же национальные традиции «мешают» (!) мирному развитию человечества. Мало того, «национальный эгоизм» (т. е. национальный суверенитет) как раз и является причиной войн на Земле!

Из этих «теоретических» измышлений делается вывод: если покончить с независимыми государствами и создать вместо них мировое сверхгосударство с единым мировым правительством — тогда конец национальным раздорам, и для человечества наступит время мира и процветания. В переводе с фарисейского языка на общепонятный это значит: если подчинить весь мир одному какому-нибудь империалистическому государству и поставить во главе его правительство капиталистов — тогда для человечества настанет время беспросветного рабства под ярмом безраздельно властвующей кучки богачей.

Второе «соображение», подсобное по отношению к первому: ныне, в эпоху всемирных культурных связей, наша планета будто бы живёт общей культурной жизнью, огромное большинство людей на Земле не чувствует приверженности к какой-либо нации, и будто существует некая единая мировая культура, развивающаяся сама по себе, вне зависимости от каких бы то ни было национальных или классовых предпосылок. Вместе с тем, по словам американских космополитов, знамя мировой культуры развевается сейчас как раз над североамериканским материком, потому что американский образ жизни — это и есть наилучшее выражение подлинных общечеловеческих идеалов. Вывод: поскольку имеется единая мировая культура — незачем цепляться за устаревшие национальные традиции. Выгоднее отбросить национальные «предрассудки» и национальный суверенитет, приблизиться непосредственно к сокровищу «общечеловеческих» идеалов, т. е. подчиниться той нации, которая полнее всем этим сокровищем владеет.

Нетрудно понять, что космополитизм в современной его американской форме — это не что иное, как американский расизм чистейшей воды.

Существует ли мировая культура как нечто самодовлеющее, витающее над нациями и над классами? Нет, не существует. Культуру творят люди, а людей, не принадлежащих ни к какой нации, ни к какому классу, мы не знаем. Любой деятель культуры творит и работает всегда в совершенно определённой исторической обстановке. Научные открытия и культурные достижения любого человека — это вполне закономерное звено развития того народа и того класса, к которому он принадлежит, хотя, например, объективное содержание естественных наук и не носит национального и классового отпечатка. Таким образом, мировая культура — это не что-то самодовлеющее, а логический итог, получающийся в результате отбора, сложения и обобщения культурных завоеваний разных народов и разных классов. Оттого мировая культура не обезличивает, а подчёркивает национальные особенности и каждой нации отводит принадлежащее ей по праву место. Ход развития человеческого общества показал, что, действительно, национальные перегородки со временем не укрепляются, а разрушаются. Но только после победы социализма во всём мире создадутся реальные условия для постепенного слияния всех наций в одно целое. При этом первым этапом всемирной победы социализма будет период расцвета ранее угнетённых наций (подобно тому, как это наблюдается сейчас в СССР). Затем настанет этап постепенного слияния наций и образования общего языка, который, однако, выполняя служебные функции удобной международной связи, будет существовать параллельно с национальными языками. Наконец, на следующем этапе произойдёт слияние наций, отмирание национальных языков и возникновение общего мирового языка.

Именно таким путём — через расцвет наций при социализме, а не через их порабощение при империализме — будет создана единая мировая культура, действительно общечеловеческая, безнациональная и бесклассовая. И путь этот диаметрально противоположен тому, какой предлагают фабриканты космополитических теорий.