Факультет

Студентам

Посетителям

Водопады в искусстве

Водопады, как замечательное явление природы, находят свое отражение в искусстве. Они воспеты А. С. Пушкиным. Помните: «Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады, под ними утесов нагие громады…» («Кавказ»). А у А. М. Горького: «Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя» («Песня о Соколе»).

Поэт Валерий Брюсов предпослал своей фантастической повести «Гора Звезды» следующее посвящение водопаду Виктория: «…немолчный грохот Моси-оа-Тунья. О великий водопад! Красивейшее, что есть на свете! В этой пустыне один ты, быть может, постигаешь мои волнения. И тебе посвящаю я эти страницы».

Водопаду Кивач Г. Р. Державин посвятил оду «Водопад», в которой дал анализ чуть ли не всего «века Екатерины». Екатерине поэт уподобляет р. Суну, ее вельможам — водопады. Бурное кипение вод поэт отождествляет с «жизнью человеков»…

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, льет вверх буграми,
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит…
Не жизнь ли человеков нам
Сей водопад изображает?
Не так ли с неба время льется,
Кипит стремление страстей,
Честь блещет, слава раздается,
Мелькает счастье наших дней,
Которых красоту и радость
Мрачат печали, скорби, старость?..

Евгений Баратынский — первый поэт пушкинской плеяды, как назвал его В. Г. Белинский, — посвятил бушующему потоку стихотворение «Водопад»:

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Зачем с безумным ожиданьем
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?
Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою

Нарвскому водопаду посвятил стихи поэт пушкинской поры Петр Вяземский:

Несись с неукротимым гневом
Мятежной влаги властелин!
Над тишиной окрестной ревом
Господствуй, бурный исполин!
Жемчужною, килящей лавой,
За валом низвергая вал,
Сердитый, дикий, величавый,
Перебегай ступени скал!

Жемчужная красота Мраморного водопада в Италии описана Байроном. Петрарка жил у пещеры, из которой река ниспадала каскадами. Водопады вдохновляют и современных поэтов.

Из Кабардино-Балкарии мне прислали стихотворение талантливого балкарского поэта Керима Отарова.

Водопад
Грохочет горный водопад.
Бушуют воды в гуще тьмы,
На волю вырваться хотят.
Они — как узник из тюрьмы.
Грохочет яростно поток,
Как будто бой, и все в огне.
А ночь молчит, полна тревог,
Как мать, чьи дети на войне.
Ревет поток в теснине гор,
Стремясь вперед, к своей мечте.
Он рвется к морю, на простор,
Ему здесь душно в темноте.
Да, много встретится в пути
Преград — непрост к победе путь:
То надо скалы обойти,
То об утес порежешь грудь…
Ночь спит, и сон ее глубок,
Но водопаду — не уснуть.
В теснине гор бежит поток
И пробивает к цели путь.
Поток веками длит свой бег,
Сквозь тьму преград, меж гор и скал.
Ему, наверно, человек
Свое упорство передал.

Небольшое, но прекрасное по своим поэтическим достоинствам стихотворение узбекского поэта Эгама Рахима было опубликовано в «Правде»:

Все напрочь отринув, что прежде
В холодных ложбинах искал,
Он хлещет стеклянною плетью
Загривки гранитные скал.
Как древние добрые сказы,
Рожденные давней мечтой,
Внизу расступаются скалы
И чашей лежат золотой…
Как будто окончилась повесть
Исканий и тягостных дней —
Лежит он, на миг успокоясь,
В роскошной оправе камней.
Но минет минута… и та же
Пробудится жажда: вперед!
Все дальше и дальше, и дальше
В расщелины черных пород!
В боренье с судьбою самою
Лишь в том он отыщет покой,
Чтоб стать устремившейся к морю
Широкой и вольной рекой.
В нем яростный дух непреложен.
Движеньем он жив и борьбой.
Утихнув на каменном ложе,
Он просто бы не был собой…

(Перевод А. Наумова)

При виде водопадов, этих сверкающих бриллиантов среди чарующего многоцветья природы, муза Поэзии посещала не только поэтов. Пусть в прозе, но вдохновенно, почти стихами описывали свои впечатления все путешественники, которым посчастливилось наблюдать зеркально кипящие воды. Выше мы уже приводили описания водопадов, оставленные нам Д. Ливингстоном, В. В. Сапожниковым, Ч. Диккенсом, С. В. Григорьевым, Г. Фишем и многими другими. Процитируем еще одно, принадлежавшее нашему выдающемуся краеведу и писателю В. К. Арсеньеву, труды которого остаются до сих пор шедевром возвышенного сплава научного творчества и художественного таланта:

«Из всех водопадов, которые мне приходилось видеть, Амгинский водопад был самым красивым. Представьте себе узкий коридор, верхние края которого загнуты немного внутрь так, что вода идет как бы в трубе. В одном месте труба эта обрывается. Здесь образовался водопад высотой в восемь метров. Однако верхние края коридора продолжаются и далее. Из этого можно заключить, что первоначально водопад был ниже по течению, и если бы удалось определить, сколько вода стирает ложе водопада в течение года, то можно было бы сказать, когда он начал свою работу, сколько ему лет и сколько еще осталось существовать на свете. Порода, сквозь которую вода пробила себе дорогу, — буро-красный глауконитовый песчаник с весьма плотным цементом. Цвет воды в массе изумрудный. При ярком солнечном освещении белая пена с зеленовато-синим цветом воды и с красно-бурыми скалами, по которым разрослись пестрые лишайники и светло-зеленые мхи, создавала картину чрезвычайно эффектную. Под водопадом вода имеет вращательное движение. В течение многих лет она сточила породу по сторонам и образовала «исполиновый котел»».

В произведениях пейзажной живописи водопады мира, кроме Ниагары, отражены чрезвычайно скромно, а жаль. Ниагара вдохновила канадского художника У. Грина (1760—1832), его картина хранится в Национальной картинной галерее Канады в Оттаве. Картина американского художника Э. Хикса (1780—1849) экспонируется в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Одно из лучших изображений Ниагарского водопада принадлежит кисти знаменитого американского художника Ф. Э. Черча (1826—1900). И. К. Айвазовский посвятил Ниагарскому водопаду четыре свои картины. Наверное, мало кто знает о том, что великий певец моря, художник-маринист на склоне лет, в 1892 г., посетил Ниагару. Его картины с видами Ниагары хранятся в Феодосии и Вологде. В 1964 г. в США издан Каталог выставки «Три столетия изображения Ниагарских водопадов в искусстве США». На выставке был представлен 171 экспонат по разным разделам живописи и графики.

Посетители Музея искусств народов Востока могут любоваться картиной художника А. Сэнгэцохио «Архунский водопад».

Русский музей в Ленинграде обладает картиной академика живописи В. Г. Казанцева «Кивач». Этот же водопад изображен на картине современного художника С. Климашина. В Ярославском художественном музее экспонируется картина Ф. Матвеева «Пейзаж с водопадом», в Перми — его же «Водопады в Тиволи», а в Горьком — «Каскады Папского дворца в окрестностях Рима». В собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина имеется прекраснейший офорт «Водопады в Тиволи» выдающегося художника Италии XVIII в. Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778). Водопады рисовали русские художники Сильвестр Щедрин и Саврасов, французы Курбе и Ватто, голландец Якоб ван Рёйсдал.

В Музее живописи Лейпцига, в ГДР, экспонируется картина известного австрийского художника конца XVIII — начала XIX в. Й. А. Коха «Водопад Шмадрибах в долине Лауенбруннен» (1811). Скитаясь по многим странам Европы, Кох не забыл впечатлений детства. Он родился в Тироле, в Лехтальских Альпах, где всюду «ледники, чудовищные скалы и мощные водопады». Задний план картины Коха составляют дикие снеговые вершины, покрытые ледниками и частично завешенные вуалью облаков, из-под ледников в горный цирк валится поток, вздымая пыль; основной водопад обрамлен хрустальными лентами боковых многоступенчатых каскадов. Средняя часть картины — непроницаемый еловый лес, перемежаемый скалами и свергающимися с них водами; передний план — долина, радующая глаз свежей зеленью и сверкающей горной речкой, на берегу которой изображены небольшое стадо овечек и маленький пастушок. Четкая композиция придает картине суровость и величие. На фоне исполинских недосягаемых вершин, вечных снегов и ледниковых каскадов люди и животные кажутся незначительными. На первый взгляд это может показаться обидным, но только на первый взгляд. На самом деле Кох напоминает человеку с помощью художественных средств, что он лишь часть Природы, Мироздания. По силе экспрессии «Водопад Шмадрибах» Коха приближается к «Вечному покою» И. Левитана, обе картины — шедевры мировой пейзажной живописи. Знаменитый японский художник К. Хокусай (1760—1849) посвятил целую серию картин водопадам своей страны.

Водопады удачно использованы в канве кинофильмов «Пусть говорят» (Испания), «Дикое сердце» (Мексика), в наших фильмах «Дети капитана Г ранта», «Земля Санникова», «Посол Советского Союза». О водопадах поется в песне к кинофильму о 26 бакинских комиссарах и в песне о г. Алма-Ата.

Известный советский живописец из Сочи Г. И. Курнин посвятил свое творчество редкому жанру в изобразительном искусстве — научно-художественной фантазии. Репродукции с его картин опубликовали журналы «Советский Союз», «Огонек», «Спутник», «Техника — молодежи» и многие другие. Его персональные выставки экспонировались во многих городах СССР и за рубежом. Художник изображает планеты других миров, его видение высокоталантливо, его произведения вызывают чувства возвышенные и строгие. В лучшей из его работ — «Планета Голубого солнца» — в центре композиции изображены два водопада. Спокойно и величаво могучие воды преодолевают вздыбленные остроконечные пики неведомой планеты. Перед взорами космонавтов, впервые прилетевших в этот уголок Вселенной, открывается мир величественный и таинственный, зовущий к познанию. Творчество Г. И. Курнина одобрено летчиком-космонавтом В. И. Севастьяновым, видным ученым В. А. Соколовым. Г. И. Курнин — член Всесоюзного астрономо-геодезического общества, действительный член Географического общества СССР — с восторгом отзывается о водопадах и намерен изобразить их в сюжетах будущих картин.

Наш рассказ о художниках-фантастах, чье внимание привлекли чары низвергающейся воды, был бы неполон без упоминания о выдающемся и совершенно своеобразном голландском художнике Маурице Корнелюсе Эшере. Его картина «Водопад» — уникальна, описать ее словами почти невозможно. Картина — обман зрения, полный волшебства. Первая в мире попытка живописать водный перпетуум мобиле. Вода низвергается с эстакады в неведомом сооружении, напоминающем замок, и самотеком — на глазах у изумленного зрителя — подходит от подножия обратно к гребню водопада. Подобной картины в мире нет.

Одна из картин Н. К. Рериха называется «Песнь водопада», а в одном из своих стихотворений он называет водопады «священными», выразив, думается, чувства всех истинных художников, их трепет и вдохновение, охватывающие каждого, кто наблюдал и воплотил на холсте, бумаге и в музыке хотя бы одно из этих выдающихся чудес природы. На создание «Песни водопада» и многих других прекрасных произведений, вошедших в золотой фонд мирового искусства, Н. К. Рериха вдохновили Гималаи. Высочайшие горы и водопады неразделимы. В горах «чувствуешь себя большим и свободным, подобно великой природе, которую видишь; чувствуешь себя таким, каким, собственно, нужно быть всегда» (Гёте).

Источник: Г.Т. Арсеев. Водопады. Издательство «Мысль». Москва. 1987