Факультет

Студентам

Посетителям

Заменитель индийского гостя

Еще в старину художники умели растворять в олифе различные смолы, т. е. изготовлять масляные лаки.

Этими лаками покрывали они свои картины. Под действием кислорода воздуха в лаковой пленке происходил уже знакомый нам процесс полимеризации. Образовывались сложные молекулярные соединения — трехмерные молекулы, в которых тесно переплетались цепочки смолы и масла.

Лак, защищая картину от действия сырости и воздуха, придавал краскам блеск и глубину, но с течением времени темнел. С этим злом живописцы в старину бороться не умели и зачастую поверх потемневших картин писали новые.

Советские ученые нашли способы удалять верхние потемневшие слои лака, придавая произведениям искусства их первоначальный вид.

Именно таким образом были восстановлены замечательные иконы Ивана Рублева, знаменитого русского художника XV века.

В Третьяковской галерее сравнительно недавно была реставрирована картина Сурикова «Боярыня Морозова». Потемневший слой лака сняли, заменили новым. Краски снова ярко заблестели. Для сравнения с краю картины оставили кусочек несмытого старого лака.

С давних пор лак применяли не только художники, но и резчики по дереву, столяры, кожевники, оружейники и т. д.

Они пользовались смоляными лаками, но смолу растворяли не только в масле, но и в спирте. В Египте, например, за 300 лет до нашей эры лаками покрывали медь, бронзу, серебро, дерево и кожу.

Лаки служили для защиты материалов от разрушающего действия влаги и воздуха.

Готовились лаки из тропических природных смол — шеллака, даммара, копала и т. п. Эти смолы были дороги. Добыча их была ограничена. Она уже не могла удовлетворить все возрастающий спрос на лаки и олифу.

Оказалось, что из всех искусственных смол, которые применяют для производства различных пластмасс, можно приготовить и лаки.

Для этого достаточно растворить их в спирте, ацетоне или в других летучих растворителях. При этом получится вязкий смоляной сироп. Если нанести тонкий слой смоляного раствора на лакируемую, поверхность, то пленка по его высыхании будет хрупкой и легко отстанет. Поэтому, как и при изготовлении эластичных пластмасс, к смоляному раствору добавляют пластификаторы (мягчители).

Эти лаки полностью заменяют лаки, которые изготовлялись раньше из натуральных смол, привозимых из тропических стран. Кроме того, их можно применять там, где лаки из природных смол непригодны.

Железо, покрытое лаком из фенолалйдегидной смолы, не боится коррозии. Пленки этого лака устойчивы к действию кислот и щелочей.

За последние годы большое распространение получили полихлорвиниловые и перхлорвиниловые лаки. Добавляя к ним красители, получают очень стойкие к атмосферным воздействиям краски.

Пигменты растирают с лаком на краскотерках— и краска готова. Изделия, окрашенные этой краской, можно мыть мыльной водой. Наша промышленность уже выпускает эту краску в больших количествах.

В 1950 году фасады 70 домов на Невском проспекте в Ленинграде были окрашены этими красками, изготовленными по рецептам Научно-исследовательского института коммунального хозяйства.

Наблюдения за состоянием окрашенных домов велись в течение восьми месяцев. Они показали, что там, где была произведена тщательная подготовка и шпаклевка поверхности, краска легла ровно и имеет светлый и приятный тон. Эта новая краска надежно защищает штукатурку от дождя и снега, солнца и ветра.