Факультет

Студентам

Посетителям

Развитие формового садоводства, его перспективы

Формовое садоводство — выращивание плодовых деревьев, привитых на карликовых подвоях, в разнообразных искусственных формах (кордоны, пальметты, пирамиды, гирлянды и др.). Это садоводство относится к интенсивному типу, где с единицы площади получают высокий урожай высококачественных плодов.

В декоративном садоводстве, кроме общеизвестных деревьев, кустарников, цветочных растений, выращивают культурные сорта плодовых растений, придавая им разнообразные искусственные формы. Выращивание карликовых деревьев в искусственных формах в открытом грунте относится к западноевропейскому формовому садоводству, а выращивание их в закрытом грунте — к восточно-азиатскому садоводству — бонсай.

Формовые деревья характеризуются высокой декоративностью почти круглый год. В безлиственном состоянии они привлекают своими разнообразными формами, во время цветения — обилием цветков, в период плодоношения — крупными красивыми плодами.

Растения, выращенные на карликовых и полукарликовых подвоях, раньше обычных вступают в пору плодоношения. Например, культурные сорта яблонь, привитые на сеянцах дикой яблони, вступают в пору плодоношения на 5—7-й год после посадки, а формовые деревья тех же сортов, привитые на карликовых подвоях, начинают плодоносить на 2—3-й год и дают крупные, красиво окрашенные, с высокими вкусовыми качествами плоды.

Наш опыт показывает, что без особых трудностей можно успешно освоить формовое садоводство и творчески его развивать, создавать новые формы растений в зависимости от места произрастания.

Плодовые культуры в декоративном садоводстве использовали еще в глубокой древности. До нашей эры в садах-парках Египта и Месопотамии среди древесных пород высаживали плодовые. Судя по дошедшим до нас барельефным изображениям, сады тогда имели прямоугольную форму и были симметрично спланированы. В них высаживали пальмы, инжир, миндаль. В отдельных кварталах разбивали виноградники.

Из древних садов-парков знамениты декоративные сады Семирамиды (810—782 г. до н. э.); их относили к семи чудесам света. По описанию Страбона, висячие сады Семирамиды в Вавилоне состояли из многочисленных четырехугольных террас, на которых высаживали разнообразные цветы и деревья; террасы с фонтанами для орошения растений соединялись витыми лестницами. В странах Средиземноморья необычайно были развиты цветоводство и плодоводство.

Великолепными садами славились Древняя Греция и Рим. Первый сад-парк в Греции был посвящен Диане — богине охоты — и создан в Скиллах. Его заложил Ксенофон (434—356 гг. до н. э.) — историк и воин. В этом парке фруктовые деревья располагались симметрично вокруг храма.

Сады-парки («сады для удовольствия») пришли на Запад с Востока. Первоначально в странах Юго-Западной Азии, где очень жаркий климат, появились групповые насаждения ароматных цветущих растений и фруктовых деревьев, орошаемых с помощью каналов и колодцев. Греки точно скопировали устройство садов-парков Персии. В этих садах выращивали декоративные растения и плодовые — яблони, груши, инжир, оливки, гранаты и виноград.

Италия, бывшая когда-то центром Римской империи, — одна из самых красивых стран, мира. Это земля виноградников, маслиновых рощ, вилл и садов. Климат страны мягкий: зимой дожди, весной и летом — обилие солнечного света.

Искусство создания садов-парков относится к периоду Юлия Цезаря. Парки были; довольно большими, с бордюрами из травы, с галереями и статуями, с рощами из платанов и кипарисов.

В период I в. до н. э. — 50 г. н. э. в римских садах растения высаживали в галереях, выходящих из дома в сад: строение и сад как-бы продолжали друг друга. В этих садах, кроме декоративных растений, выращивали и плодовые — миндаль, персики, груши, яблони, гранаты, айву, вишни и большое разнообразие цветочных растений — розы, лилии, ирисы, нарциссы, гладиолусы и др.

Бюстовая скульптура, осевое расположение растений, искусство фигурной стрижки садовых деревьев — таков основной вклад древних римлян в парковое садоводство. Эти достижения широко использовались при создании садов во Франции и Англии.

Мода на устройство садов-парков быстро распространилась по всей Европе. В знаменитом парке XIII в. Генералиф (Испания) берега канала были отделаны белым мрамором и обсажены апельсиновыми и кипарисовыми деревьями.

Одно из величайших явлений в истории человечества — Ренессанс (эпоха Возрождения) — возникло в Италии на рубеже XIV—XV вв. и вызвало невиданный подъем всех видов искусства. В городах строили великолепные дворцы, которые украшали картинами и скульптурами. Возле дворцов создавали красивые сады, где росли лавр, самшит, кипарис, мирт, гранат и другие растения. Апельсины и лимоны выращивали в горшках и располагали у фонтанов и вдоль тропинок. Вблизи садов-парков высаживали виноград.

Характерной особенностью садов-парков Ренессанса является их террасное расположение. Террасы связаны друг с другом великолепными лестницами, часто украшенными скульптурами и зелеными стенами из подстриженных вечнозеленых растений. Иногда весь склон горы разбит на террасы и отделен от соседнего поясом вечнозеленых растений. Планировка и насаждение партеров стали подлинным искусством.

Во Франции сады-парки создавали под влиянием итальянских садов Ренессанса, о чем свидетельствуют и искусство фигурной стрижки садовых деревьев, и использование скульптур. Однако это не было простым заимствованием. Французский сад-парк обрел свои особые черты.

Благоприятное сочетание большого таланта художника Ленотра и покровительства Людовика XIV (1643—1715) сделало Францию в XVII в. законодательницей мод в парковом садоводстве. Первый сад-парк, заложенный во Франции по проекту Ленотра в Во-ле-Виконт, был образцом тесного сотрудничества архитектора и ландшафтного художника, что позволило создать шедевр садово-паркового искусства.

В 1662 г. Людовик XIV поручил Ленотру создать проект сада-парка в Версале, который бы превзошел все существующие. Проект такого сада был составлен, и строительство осуществлялось по стадиям в течение 50 лет. В черте сада-парка спланирован дворец Версаля, террасы ведут из дворца в сад, где представлена богатая система фонтанов и каналов. Живая изгородь образует стены и зеленые комнаты. Деревья подстрижены в форме шаров, кубов и конусов. Прямоугольные, квадратные и круглые формы посадок представляют собой великолепный образец применения геометрии в ландшафтной архитектуре. Деревья и кустарники высажены в строго геометрическом порядке, выращивание цветов в садах Ленотра подчинено общему архитектурному замыслу. На границе сада-парка и леса выставлены мраморные скульптуры из персонажей греческой мифологии.

Сад-парк Версаля стал моделью почти для всех правительственных садов Европы. Его копии были созданы в Люксембурге, Мюнхене, Дрездене, Кельне. Дюссельдорфе, Потсдаме, Лондоне, Лиссабоне, Вене, Санкт-Петербурге (Петергоф), Капартале (Пенджаб).

В настоящее время при Версальской сельскохозяйственной школе функционирует образцовый формовой сад на площади 2 га.

Английские цветочные сады — самые красивые из европейских. Климат этой страны с частыми, дождями благоприятен для травянистых растений. Известна и традиционная любовь англичан к растениям. Ограды домов всегда скрыты вьющимися розами многочисленных сортов.

Под влиянием Франции английские садоводы в XVII в. начали применять обрезку и формовку фруктовых деревьев: персика, инжира, вишни — в форме шпалер. Особенно часто это использовали при планировании садов и в ландшафтной архитектуре.

В XVIII и начале XIX вв. в Англии создано новое направление в парковедении — ландшафтный стиль; сад-парк в данном случае является частью общего пейзажа, гармонично сливаясь с окружающей природой.

Плодовые растения в парках сначала выращивали в естественной, свободной форме, а затем — в виде искусственных. Деревья высаживали на отдельных полянах, ими обсаживали дорожки. В самостоятельную отрасль формовое садоводство выделилось более 300 лет тому назад. Особое развитие оно получило в XVI—XIX вв. во Франции, затем — в Бельгии, Германии, Италии, Англии.

Основой формового садоводства является выращивание плодовых растений на карликовом подвое — парадизке и полукарликовом — дусене. Впервые сведения о парадизке приводятся французским садоводом Дальшаном в 1507 г., а о дусене — в 1519 г.

В Западной Европе с XVI в. выращивали яблоню на карликовом подвое. С середины XVII в. искусственные формы стали широко применять в садоводстве. В этот период под Парижем, в окрестностях Монтрейля, крестьяне начали выращивать плодовые культуры в веерной форме на стенах домов, подобно винограду на шпалерах. Впоследствии в Монтрейле разработана вильчатая форма плодовых растений.

а — вильчатая монтрельская форма XVII—XVIII ст.; б — первая веерная шпалерная форма XVIII ст.

а — вильчатая монтрельская форма XVII—XVIII ст.; б — первая веерная шпалерная форма XVIII ст.

В XIX в. созданы такие ценные формы растений, как горизонтальный и косой кордоны, пальметта Верье и др.

Энтузиастами формового садоводства были Грессан (Франция) и Гоше (Германия). Написанное Грессаном в 1900 г. руководство по формовому садоводству переиздавалось более 10 раз и не утратило своего значения и в настоящее время. Гоше создал формовые сады на Дрезденской международной выставке в 1887 г.

В 80—90-е годы XIX в. формовое садоводство начало развиваться и в России. Л. П. Симиренко, Роте и другие создали питомники по выращиванию посадочного материала для формовых садов. Небольшие такие сады были заложены при Уманском, Полтавском, Пензенском, Никитском училищах садоводства. Они имели учебное назначение.

В настоящее время в Украине отдельные искусственные формы плодовых растений можно встретить в Донецке, Киеве и других городах. Элементы формового садоводства используются также в любительских садах, на приусадебных земельных участках (даже самых малых), около школ, административных зданий, санаториев, домов отдыха и т. д.

Следует помнить, что сейчас на планете население увеличивается, а почти каждый пригодный клочок земли распахан, поэтому землей надо дорожить как драгоценным даром природы. В любительских садах необходимо экономно использовать каждый метр земли. Поэтому формовое садоводство мы рассматриваем в тесной связи с любительским. В любительских садах следует сочетать обычные посадки плодовых растений с формовыми в виде горизонтальных кордонов (обсадка дорожек), пальметт (декоративное оформление стен домов, сооружений), шпалер из пальметт и кордонов.

При закладке любительских садов как многолетних насаждений необходимо учитывать, что мы сажаем плодовые деревья не для нас, а для наших детей. Плодовые насаждения — это копилки, в которые родители опускают свои сбережения, чтобы дети могли ими пользоваться.

Источник: И.М. Шайтан, С.В. Клименко. Декоративный плодовый сад. «Урожай». Киев. 1995