Факультет

Студентам

Посетителям

Клонирование: благополучие животных и этика

По отношению к лабораторным манипуляциям ученых с отдельными клетками нельзя предъявлять претензий этического характера, поскольку понятие «благополучие» распространяется лишь на многоклеточные животные организмы, обладающие психической деятельностью.

Но результаты клонирования животных свидетельствуют о том, что эта технология воспроизводства создает угрозу благополучию как самого клона в будущем, так и его суррогатной матери. На момент подготовки данной публикации большинство созданных человеком клонов погибали или в процессе развития беременности (аборт, мертворождение), или в процессе родов. Есть подозрения (никем из специалистов не развеянные), что клонированные животные имеют и непродолжительное постнатальное существование вследствие больших проблем со здоровьем.

Суррогатные матери, привлекаемые к технологии клонирования, многократно испытывают боль, стресс, дискомфорт, болезненные состояния, развивающиеся в процессе родов и в послеродовый период (спайки, эндометрит, дистоция). Следовательно, эта часть технологии клонирования вызывает обоснованное беспокойство со стороны велфеаристов.

Еще одна присущая клонированию проблема заключается в том, что воспроизводство генетически однородных животных означает, что эти животные не только одинаково быстро набирают живую массу, дают сверхпостное мясо и пр., но и одинаково уязвимы для одних и тех же патогенов. Поэтому, случись непредвиденная эпидемия, все стадо (популяция клонированных животных) погибнет. Неизвестны и последствия влияний клонированных животных на природную фауну.

Потеря генетической гетерогенности продуктивными животными при их клонировании может привести к катастрофическим последствиям в животноводстве. Это опасно даже по той причине, что весь ход эволюционного развития был направлен на создание генетической разнородности как в животном, так и в растительном царстве. Генетическая гетерогенность выступает гарантией видовой и популяционной стабильности. А человечеству хорошо известно, к чему приводят разные попытки покорения природы. Последние 100—150 лет истории развития человечества показали, что природу не надо покорять. Покоряя природу, человек разрушает собственную среду обитания. Человек — часть природы. Следовательно, человек получил разум не для самоуничтожения, а для того, чтобы сохранить как можно дольше созданное эволюцией природное разнообразие и равновесие.

Таким образом, с точки зрения человеческой этики клонирование животных в больших масштабах неоправданно даже на фоне кажущейся сегодня сверхприбыльности этого способа воспроизводства.