Факультет

Студентам

Посетителям

Задачи и содержание редакционного плана специальной карты природы

Редакционный план — это документ научно-технического характера (принятый на картографическом производстве), включающий программную и технологическую части, необходимые для проведения составительских работ и для подготовки карты к изданию. Редакционный план пишет редактор, используя предварительную программу, составленную автором или при участии автора.

Содержание, редакционного плана меняется в зависимости от характера работы и сложности карты. Можно выделить следующие варианты.

1. Редакционный план карты, составляемой непосредственно по источникам без авторского макета; по нескольким авторским макетам или эскизам, выполненным разными лицами; или по авторским макетам с дополнением другими источниками. В этих случаях необходим наиболее полный документ.

2. Редакционный план карты, составляемой по одному авторскому макету или оригиналу. Он может быть сокращенным за счет разделов «источники составления», «специальное содержание» и, при использовании авторского оригинала, за счет указаний по генерализации.

3. Редакционный план отдельного листа многолистной карты. В нем исключаются разделы, повторяющие общую программу, иногда указания по составлению основы.

В тех случаях, когда составление основы проводится заблаговременно для авторских работ, целесообразно разделение редакционного плана на две части.

В первую часть включают все сведения, необходимые для первого этапа работы: предварительную программу карты и указания по содержанию и технологии составления и оформления основы. Во вторую часть входит описание рекомендуемых источников составления, в том числе и авторских макетов, и все указания, относящиеся к составлению специального содержания карты и подготовке ее к изданию.

В качестве примера приведено содержание наиболее полного документа для сложной карты, составляемой по источникам и нескольким авторским макетам. Для некоторых разделов указаны целесообразные сокращения редплана для карт, составляемых по авторским материалам.

Первая часть

1. Проектируемое название карты, ее масштаб (формулировка названия впоследствии может претерпеть изменения).

2. Назначение.

3. Математические элементы карты. Компоновка.

4. Специальное содержание и тип карты (по предварительной программе).

5. Источники составления специального содержания (основные). Организации, совместно работающие над картой.

6. Содержание основы.

7. Источники составления основы.

8. Указания по составлению основы, по отбору географических названий и цифровых показателей.

9. Указания по оформлению основы.

10. Технология составления основы.

Приложения: 1. Макет компоновки карты.

2. Схема источников составления основы.

3. Условные знаки основы.

Вторая часть

1. Название и масштаб карты.

2. Содержание карты. Обоснование легенды.

3. Источники составления специального содержания (в том числе авторские материалы).

4. Указания по генерализации специального содержания.

5. Технология составления.

6. Указания по офэрмлению.

7. Список литературы.

Приложения:

1. Схемы источников составления специального содержания (основных и дополнительных).

2. Легенда.

3. Переводные легенды к каждому источнику.

4. Схемы районирования к указаниям по генерализации (по разным элементам содержания).

5. Образцы генерализации.

Рассмотрим содержание отдельных разделов редакционного плана.

Назначение карты рекомендуется описывать обстоятельно, не ограничиваясь такими краткими формулировками, как например, «научно-справочная», «стенная демонстрационная», «стенная учебная» и т. п. В этот раздел включают описание круга потребителей карты, процессов работы, производимых по карте, способов работы (общее обозрение, детальное изучение, демонстрация, измерения, составление по карте профилей, графиков, других карт и т. п.). В некоторых случаях необходимо описание условий работы с картой, если они влияют на содержание или выбор оформления (например для учебных стенных карт учитывается освещение слева, рассмотрение карты на расстоянии нескольких метров). Если по карте должны производиться измерения или графические построения, то желательно иметь возможно более полные указания о их характере, требуемой точности, применяемых методах.

При составлении серии карт одного назначения или атласа нет надобности повторять для каждой карты общие сведения об использовании карт — они даются в общей программе. Следует ограничиться указаниями об особенностях использования каждой отдельной карты.

Обоснование выбора компоновки карты, ее масштаба, размеров, нарезки на листы и охват территории вытекает из назначения карты, способов ее использования. Немалую роль в разработке компоновки играют стандартные размеры бумаги или страницы атласа. В редплане дают размеры карты по внутренним рамкам, размеры рамок, заголовка, зарамочных подписей и полей. Предусматривают все врезные карты, схемы, графики, а также зарамочные схемы и подписи, место для масштаба, для текстовых пояснений.

Из математических элементов карты в редплане приводят: название проекции, ее свойства, характер искажений; дают исходные данные проекции, необходимые для построения градусной сетки, а также указания по вычислению проекции и построению рамок и сетки.

При картографировании территорий, не покрытых съемкой, приводят пункты математического обоснования, имеющиеся на местности (на первоисточниках), к которым привязывается основа и специальное содержание, плановые и высотные поправки, вносимые при увязке источников.

Специальное содержание в первой части редакционного плана, составляемой до начала авторских работ, играет роль предварительной программы. Эта часть включает описание круга явлений, составляющих тему карты, основных показателей их характеристики и рекомендуемых способов изображения. Желательно дать предварительную легенду (легенда может быть окончательно установлена лишь после завершения авторских работ).

Раздел предварительного описания специального содержания включается в первую часть редплана с целью общего ознакомления всех участников работы с типом карты, ее сложностью, особенностями.

Источники составления специального содержания до авторских работ могут быть описаны и даже перечислены лишь предварительно с целью дать общее представление о порядке работы, ее сложности. При отсутствии источников можно сослаться на организации, которые должны предоставить материалы для авторской разработки или провести авторские работы. Желательно указать, в каком виде и в каком масштабе ожидается получение материалов. Эти сведения дадут некоторую ориентировку для определения объема предстоящих работ.

Содержание основы и все указания по составлению основы включают в первую часть редакционного плана. Это его главная часть. Элементы основы разделяют на «основные», которые войдут в содержание издаваемой карты, и «дополнительные», нужные для облегчения и локализации специального содержания на составительском оригинале.

В тех случаях, когда рабочая основа для авторских макетов получается в виде оттисков с составительского оригинала, ее содержание (часто более подробное) описывают отдельно и дают указания о необходимости ее последующей разгрузки.

Приводят список источников составления основы с их оценкой, с разделением на основные и дополнительные и указаниями по использованию и увязке. Прилагается схема источников основы.

Указания по генерализации основы составляют основной раздел первой части редакционного плана. Его обстоятельность, четкость и конкретность обусловливают правильное определение степени подробности каждого элемента основы на составительском оригинале, что имеет очень большое значение для последующего составления специального содержания.

Конкретность рекомендаций по генерализации достигается продуманным применением способов цензов и нормативов, определяющих отбор объектов.

Цензом мы называем наименьшую величину объектов, наносимых на карту без отбора. Объекты, меньшие, чем принятый ценз, сохраняются лишь в тех случаях, когда они необходимы для правильной географической характеристики.

Нормативом мы называем количество объектов на единицу площади карты или долю (процент) объектов, наносимых на карту от общего числа их на местности или на источнике.

Однако нормативы и цензы дают лишь общую придержку для отбора объектов, необходимо также включение в редакционный план описания характерных особенностей (типичных черт) местности, связанных со специальным содержанием карты, сохранение которых важно независимо от размера, т. е. включение критериев для отбора по качественным признакам. Примером отбора по качественным признакам может служить сохранение на основе геологической карты мелких притоков рек, не достигающих установленной цензом длины, но имеющих направление, подчеркивающее линии геологической структуры.

Для обобщения контуров основы (изрезанность берегов, извилистость рек, границы леса и т. п.) выделяют типы этих элементов местности, обращая в редплане особое внимание на те их черты, которые могут быть отражены в масштабе составляемой карты, и на детали, облегчающие привязку специального содержания к контурам основы.

Отбор географических названий и цифровых показателей (отметок высот, глубин, урезов и т. п.) требует раздельного подхода к разным стадиям изготовления основы — рабочей основе, основе составительского оригинала и основе для издания. В редакционном плане по каждому элементу приводят размеры или другие признаки объектов, которые должны быть подписаны. Иногда включают списки важнейших подписей с разделением на группы по размерам шрифтов на основе принятой классификации. Выделяются названия, которые надо подписать укрупненным шрифтом, например наивысшие отметки высот, названия известных вершин, подписи истоков главных рек и т. п. Эти списки приводят отдельно для основы издаваемой карты и для основы составительского оригинала.

На специальной карте сложного содержания часто приходится давать очень мало подписей основы из-за плохой читаемости их при перекрытии многочисленными контурами и штриховками или специальнными названиями. Составительский оригинал основы и особенно рабочая основа представляет собой увеличенный оттиск с оригинала и должна быть значительно богаче подписями — это облегчает работу автора. В редплане нужны соответствующие указания. Составительский оригинал специального содержания часто имеет основу без подписей (они наносятся на отдельном оригинале). Для отбора отметок высот или глубин можно указать среднее количество их на единицу площади карты с учетом различной пересеченности рельефа.

В разделе технология составления основы описывают предлагаемые способы составления оригинала основы, последовательность составления по элементам и с разных источников. Предусматривают изготовление оттисков с оригинала основы для различных целей: для составительского оригинала специального содержания, для рабочей основы, для корректуры, для образцов и т. п.

Указания по оформлению основы в редакционном плане даются раздельно относительно оригинала основы для издания и по оформлению оттисков, предназначенных для составительского оригинала специального содержания. Прилагается таблица условных обозначений основы, включающая: толщины линий, размеры знаков, шрифты подписей и их размеры для разных градаций с указанием цвета каждого элемента.

Вторая часть редакционного плана включает разделы, касающиеся составления специального содержания, и поэтому может быть закончена лишь после завершения авторских работ.

Если между первой и второй частями редплана разрыв времени достигает года или больше, что является обычным при сложных авторских работах, то необходимо включить во вторую часть редплана указания по обновлению основы.

Название и масштаб карты после окончания авторских работ могут претерпеть изменение. В этом случае в целях четкости документации и предупреждения недоразумений в производственной работе во второй части редакционного плана кроме окончательного названия и масштаба в скобках подписывают первоначально запроектированные.

Задачей раздела содержание карты является подробная характеристика охватываемого картой круга явлений, их взаимосвязи и особенностей размещения.

К разделу прилагается полная легенда карты. Надо объяснить принципы ее построения, разделение явлений на группы разных порядков, указать, на основе какой классификации построена легенда. Пояснить и обосновать способы изображения, принятые для разных показателей.

Для количественных показателей обосновать выбор шкал (градаций). Предусмотреть возможные отступления от общей шкалы, например введение дополнительных изолиний или исключение изолиний на определенных участках.

Описательную часть содержания карты целесообразно ограничить явлениями, изображаемыми на карте, отмечая их связь с другими явлениями, но не характеризуя последние с той же подробностью. Важно обратить внимание составителя на основные закономерности размещения каждого из элементов содержания карты, которые можно выявить при изучении источников (или авторских макетов) и литературы и отразить на составляемой карте путем отбора и усиления типичных черт средствами генерализации или оформления.

Объем и подробность изложения содержания карты могут быть разными. Они зависят от сложности карты, объема содержания и охвата территории. Нет надобности стремиться к очень подробному описанию, его основные достоинства — ясность, доступность для составителя, четкое выделение главного содержания и разумная краткость. Характеристику деталей, которые должны найти свое отражение на составляемой карте, лучше перенести в раздел указаний по генерализации.

Раздел «содержание» иногда пишется в сокращенном виде ради ускорения работы. При недостатке времени обычно сокращают описательную часть, ограничиваясь разъяснением легенды. В этом случае описание заменяется устными пояснениями редактора, а также прочтением докладов автора или научного консультанта коллективу, работающему над картой.

Раздел источники составления специального содержания может существенно различаться в зависимости от характера описываемых источников. Крайние случаи — это описание многочисленных и разнообразных первоисточников и описание авторского макета.

При составлении карты по различным источникам в редакционный план включают их полный список и оценку, полученные в результате анализа. Для каждого источника кроме формальных сведений (название, масштаб, проекция, год издания, издательство, авторство и т. п.) дают перечень элементов специального содержания, особо отмечая те показатели, которые будут использованы для составления новой карты. Эту используемую часть содержания характеризуют более подробно. Оценка источника в редакционном плане дается по основным критериям: соответствию его содержания составляемой карте, современности, авторитетности, точности и географической правильности основы и специального содержания и т. п.

Для каждого источника по используемой части его содержания отмечают те обозначения, которые соответствуют легенде составляемой карты. При необходимости изменения легенды и для иностранных карт составляют переводную таблицу, на которую копируют используемую часть легенды источника и ту же часть легенды новой карты. Цифрами или стрелками показывают соответствие или объединение обозначений, поясняя их в разделе редакционного плана «указания по генерализации». Переводные таблицы легенд упрощают составление карты.

При составлении карты по авторскому макету не требуется столь подробной оценки. Однако при составлении по нескольким макетам, выполненным разными авторами, или при использовании авторских эскизов необходимо оценить их, как и другие источники.

При описании авторских материалов приводят сведения об организации, проводившей работу, авторе и других ее участниках, об использованных для составления авторского макета основных источниках или результатах полевых исследований. Эти сведения берут из объяснительных записок, прилагаемых к авторским макетам, или получают от автора.

Оформление источников (в том числе и авторских макетов) достаточно оценить лишь с точки зрения читаемости, возможности фотографирования или копирования, необходимых при принятой технологии составления. Не обязательна оценка художественной стороны оформления. Даже авторские оригиналы, выполненные с большой тщательностью, далеко не всегда могут служить одновременно образцами оформления карты. Почти всегда оказывается необходимым внесение каких-либо изменений в подбор красок или знаки. Делать такие поправки на оригиналах невозможно. Кроме того, красочная печать дает значительно больше возможностей варьировать приемы оформления, чем раскраска акварелью. Проект оформления занимает в редакционном плане особый раздел.

Раздел «источники составления» сопровождается схемой источников.

Указания по генерализации специального содержания представляют наиболее сложный раздел редакционного плана в тех случаях, когда используются источники различного качества и подробности. Этот же раздел может быть очень простым и лаконичным при наличии авторского оригинала. Иногда он сводится к одной фразе — «содержание переносится без обобщения». Однако такие оригиналы, где процесс составления уже по существу завершен, удается получить лишь при участии в их разработке картографа.

Обычно содержание авторского макета, так же как и источника, при перенесении на составительский оригинал подвергается графической обработке: исключаются случайные ненужные детали контуров — следствие неуверенности руки, нечеткости карандашной линии. Контурам придается характерный рисунок с плавными или резкими перегибами, типичными углами смыкания линий (например, постепенное выклинивание, срезание одного контура другим и т. п.). При применении метода изолиний графическая обработка включает согласование изолиний, исключение мелких изгибов, противоречащих общей закономерности заложения и необоснованных цифровыми данными или влиянием дополнительных факторов. При необходимости лишь такой «минимальной» генерализации в редакционном плане достаточно ограничиться выделением неудачных или слишком детальных участков на макете.

Значительно сложнее дать указания по генерализации источников при больших различиях в масштабах и степени детальности. Методы генерализации на специальных картах еще совершенно не разработаны, поэтому и указания в редакционном плане не могут иметь установленной формы. Мы можем дать лишь некоторые рекомендации о порядке изложения и придания этой части редплана более четкой и конкретной формы.

Указания по генерализации рекомендуется начинать с разбора принятой легенды, с ее упрощения по сравнению с легендой (или легендами) источника. Это определит первую ступень отбора — отбора элементов содержания карты. После обобщения легенды целый ряд обозначений и границ между объединяемыми подразделениями легенды механически исключается, освободив место для наилучшего размещения оставляемого содержания. Обобщение легенды иллюстрируется переводной таблицей, где скобками или стрелками показаны объединяемые обозначения и зачеркнуты исключаемые. Все указания по отбору отдельных объектов, деталей рисунка и его упрощению относятся лишь к оставляемым на карте контурам и обозначениям.

После рассмотрения легенды определяют общие придержки принимаемой на карте детальности. Рекомендуется дать ссылку на образец, а при отсутствии образца — на аналогичную карту того же или близкого содержания. Можно уточнить рекомендуемую степень детальности указанием общего примерного ценза, т. е. минимальной величины замкнутого контура или расстояния между контурами, выделяющими цветную полосу. Для значков, цифровых показателей, индексов и т. п. можно наметить их среднее или максимальное количество на единицу площади.

Более точные указания по генерализации могут быть даны двумя путями: применительно к каждому источнику и по отдельным элементам содержания и, при сложной разнообразной территории, по отдельным районам. Для этого выделяют районы или типы местности (районы разного проявления картографируемых явлений). Если не всегда возможно дать для каждого района свои цензы и нормативы, то следует хотя бы выделить три-четыре градации степени детальности изображения. Это исключает элемент случайности или индивидуальный подход разных исполнителей, составляющих листы одной карты.

Схема районирования прилагается к редплану. К этим же или дополнительно выделенным на схеме районам привязывается описание характерных особенностей рисунка контуров, типичных деталей, которые необходимо выделить на карте разными средствами генерализации, например в результате преувеличения, сохранения при отборе, сдвига контуров, увеличения знака и т. п.

При составлении сложных карт по разнообразным источникам к редакционному плану прилагают образцы генерализации для типичных районов.

Раздел технология составления включает описание рекомендуемых редактором способов перенесения специального содержания с источников (или с авторского макета) на заранее подготовленную основу составительского оригинала, а также указания о последовательности использования источников и последовательности составления по элементам содержания. Устанавливается количество оригиналов (включая оригинал подписей, отмывки рельефа). При составлении на прозрачных пластиках элементы содержания карты делятся между несколькими оригиналами. Например, на одном оригинале наносятся контуры, на другом — штриховки.

В описании последовательности работы перечисляют не только основные, но и вспомогательные процессы, как например изготовление копий различными способами, приведение их к заданному масштабу (фотокопий, синих отпечатков, копий на прозрачных материалах и т. п.), приемы увязки источников, способы перенесения содержания с дополнительных источников и т. д.

Нет надобности упоминать в редакционном плане обычные процессы редакционного просмотра, корректуры на разных стадиях, но важно предусмотреть изготовление в нужном количестве оттисков с составительского оригинала и штриховой пробы, требующихся для корректуры специальной карты после их раскраски, а также для утверждения автором, консультантом, редакционной коллегией.

Раздел «технология составления» иллюстрируется схемой последовательности процессов составления. Предлагается также список оригиналов и раскрашенных оттисков, передаваемых в оформление.

Указания по оформлению специального содержания включают пояснения к таблице условных обозначений, прилагаемых к редплану, и рекомендации по подбору шрифтов и красок для издания. Это рабочий проект оформления карты. На стадии редакционного плана может быть решен выбор способов изображения для каждого элемента и показателя и рисунки условных обозначений, а также обоснована общая система красочного оформления, в частности применение общепринятых или традиционных цветов для определенного содержания, принципов сгущения тона, утемнения, осветления, установление рубежей смены цвета и т. п. Окончательный выбор красочного оформления карты решается при изготовлении красочного оригинала и уточняется при печати красочной пробы.

В редакционном плане решается вопрос о возможности сочетания разных способов изображения на одной карте и о необходимых для этого приемах оформления (двухпланового и многопланового перекрытия тонов и штриховок, перекрытия нескольких ареалов, совмещения разных систем изолиний и т. п.).

В проекте шрифтового оформления указывают названия и размеры шрифтов для каждого элемента содержания. При изменении величины шрифта в зависимости от размера подписываемого объекта дают крайние размеры.

Если авторский оригинал оформлен удачно, то дают указание о желательности сохранения условных обозначений, принятых на авторском оригинале.

Список литературы включает перечень книг, статей и рукописей, использованных редактором при составлении редакционного плана, а также рекомендуемых составителю для ознакомления с изображаемым районом. Особо выделяют в списке текстовые и статистические материалы, используемые в качестве источников составления. Они, кроме того, перечисляются в разделе «источники составления». Для каждой книги рекомендуется назвать нужную главу или страницы.

Источник: И.П. Заруцкая. Составление специальных карт природы. Изд-во Московского университета. Москва. 1966