Факультет

Студентам

Посетителям

Слёзы плачущего дерева

Участники экспедиции Колумба в 1496 году, вернувшись из второго плавания в Америку, рассказывали, как индейцы острова Гаити играют темнокоричневыми шариками-мячами.

Индейские мячи, ударившись о землю, подпрыгивают и скачут, словно живые. Они совершенно не похожи на неуклюжие тряпичные и кожаные мячи европейцев. Гаитяне изготовляют эти удивительные, прыгающие мячики из сока дерева, которое они называют «геве», или «хеве».

Однако в XV веке никто не заинтересовался этим необычайным веществом. Колумб и его многочисленные последователи, тысячами хлынувшие в Америку, искали там только золото и другие ценности. Кто мог в то время предполагать, что сок гевеи станет материалом более нужным, чем золото.

Слабо развитая, полукустарная промышленность той эпохи не могла освоить новый материал, и потребности в нем не возникало. Он оставался диковинкой, привлекавшей внимание только любопытных.

Прошло двести с лишним лет.

16 мая 1735 года группа французских ученых высадилась на тихоокеанском побережье Перу, чтобы решить вопрос о строении земли. Одному из них, Ш. Кондамину, хотелось ознакомиться с бытом перуанских индейцев, живущих в тропических лесах в глубине страны. Он решил расстаться на время со своими товарищами и добраться до конечного пункта экспедиции — города Квито — окружным путем. Он отправился пешком вдоль горного хребта Анд, изучая жизнь неведомой страны.

Более месяца скитался Кондамин по тропическим лесам Южной Америки. Царственные пальмы, могучие сейбы и фикусы, кружевные купы бамбуков, цирконии с лапчатыми листьями, подбитыми снизу серебристым войлоком, и геликонии, одетые в алую одежду, образовывали густую, непроходимую чащу.

Без тяжелого широкого ножа, которым перуанцы расчищают заросли, нельзя было сделать и десяти шагов.

Среди всех этих диковинных для европейца деревьев на низких местах, затапливаемых водой во время тропических ливней, росли великаны гевеи — деревья, из-за которых впоследствии возникали войны, совершались преступления. Ради доходов, которые приносила торговля соком гевеи, плантаторы губили миллионы жизней. Но когда Кондамин бродил в перуанских зарослях, гевеи привлекали к себе внимание только гигантскими размерами.

Эти деревья достигают 40 метров в высоту и до 2 метров в обхвате. На некоторых деревьях были сделаны надрезы, похожие на подсечки сосен, из которых добывают смолу-живицу. Из надрезов сочился густой и белый, как молоко, сок. Индейцы называли сок гевеи — каа-о-чу, что значит «плач дерева», или «слезы дерева». Они собирали каа-о-чу в чашки, сделанные из скорлупы орехов, и давали ему постоять — сок густел. Затем перуанцы окунали в млечный сок гевеи форму, сделанную из глины. Сок облеплял ее со всех сторон. Повторяя эту операцию несколько раз подряд, перуанцы получали пленку нужной толщины, а затем коптили ее в дыму костра и снимали изделие с формы, как чулок. Таким способом они изготовляли из сока гевеи калоши, бутылки и мячи.

Образцы изделий перуанских индейцев, вылепленных из смолы каа-о-чу, вместе с подробным описанием всего, что он видел, Кондамин отправил в Париж, в академию наук. Сообщение Кондамина не нашло в академии живого отклика. Тогда ему не придали никакого значения, так как нужды в материалах, подобных каучуку, не было.

На обратном пути Кондамин встретил своего друга инженера Френо и рассказал ему о каа-о-чу.

Френо заинтересовался рассказом Кондамина и с риском для жизни пробрался в глубь южноамериканских лесов. Он обстоятельно изучил, как добывают млечный сок — латекс — из каучуконосных деревьев и как его перерабатывают.

Результаты своих изысканий Френо подробно изложил в докладной записке, представленной в Академию наук в 1751 году.

Доклад Френо нашел более широкий отклик, чем первое сообщение Кондамина. Каучук к этому времени стал более известен. Моряки частенько привозили из-за океана прыгающие мячи и, рассказывая о каучуке всякие небылицы, привлекали к нему внимание.