Факультет

Студентам

Посетителям

Прослушивание записей голосов животных

Преподавание зоологии в школе основывается на рассказе и показе.

В распоряжении учителя, помимо научно-популярной литературы, имеются традиционные средства показа: муляжи, чучела, цветные таблицы, кино — и сравнительно новые: диапозитивы, грампластинки или магнитофонные ленты. Большая часть учебного года приходится на осенне-зимний период, когда экскурсии на природу хотя и желательны, но малопродуктивны, поэтому кабинетные средства показа играют важную роль. И среди них грампластинки (магнитоленты) с записями голосов животных. Ассортимент таких грампластинок, выпущенных в нашей стране, пока еще не велик. То, что имеется в наличии и готовится к выпуску в ближайшее время, позволяет выделить для демонстраций ряд тем. Конечно, жесткие рамки программы вряд ли позволят преподавателю посвящать уроки специально голосам животных. В биологии много других, не менее интересных тем, на которых нужно остановить внимание учащихся. Различные формы внеклассной работы предоставляют больше возможностей.

Уже накоплен некоторый опыт по методике и технике подачи материала с использованием записей голосов животных в педагогической практике. Он свидетельствует о том, что прослушивание пластинки целиком, без пауз и сопроводительного рассказа, утомляет даже заинтересованного слушателя. Наилучший способ использования записей на уроке — это проигрывание одного-другого подходящих к теме урока фрагментов. Однако это не исключает расширенного прослушивания в другое время и по другому поводу.

Предлагаем один из возможных вариантов классификации материала.

Тема 1. Звуки насекомых. Наблюдать в природе поющих насекомых трудно — они мелки, хорошо маскируются. А между тем многие звуки нам хорошо знакомы. Например, трель медведки обычна в мае — июне, вечерами в сырых низинах, в огороде или саду. Однако мало кто знает, что поет именно медведка; похожая трель у зеленой жабы, но значительно более громкая. Сходство голосов тем более удивительно, что органы звукоизлучения у них имеют совершенно различный план строения. Медведка поет из норки-камеры, которая создает эффект граммофонной трубы, усиливает и направляет звук.

Разнообразны звуки южных цикад — «чемпионов» по пению среди насекомых. Некоторые водные клопы и жуки обладают стридуляционными органами для излучения звуков под водой. Обитатели болотистых водоемов клопы Corixa в брачный период издают пиликанье, проводя зазубринками передних конечностей о край головы. У них отмечено даже «хоровое пение». Жуков-плавунцов рода Веrosus называют еще пискунами; утверждают, что излучаемые ими звуки можно слышать невооруженным ухом. Издают звуки потревоженные личинки некоторых ручейников, большинство из которых, как известно, ведут водный образ жизни. Таким образом, водные насекомые располагают аппаратами звукоизлучения «смычкового» характера, как и большинство воздушных. Но проводником их звуков служит вода.

Тема 2. Голоса рыб. Скрытый от нашего взора и ушей «таинственный» мир рыб с большим трудом поддается непосредственному наблюдению и изучению. Звуки рыб стали доступны для нас благодаря специальной звукозаписывающей технике. Грампластинка «Голоса пресноводных и морских рыб» знакомит нас со звуками разных рыб, запись которых производили как в аквариуме, так и в естественных водоемах. Содержание грампластинки помогает понять, что звуки рыб не случайное явление, а важное средство их общения и ориентации.

Записи, сделанные в условиях аквариума, так же достоверно воспроизводят звуковое поведение так называемых экзотических рыб, как если бы это был естественный водоем где-нибудь в Африке или в Индии, откуда их предки были когда-то привезены. Со временем, когда в продаже появятся бытовые гидрофоны для записи под водой, каждый школьник сможет послушать в обычном аквариуме ворчание хромиса-красавца или сердитые стуки петушка.

Тема 3. Голоса амфибий. Специальные грамзаписи не изданы; записи звуков отдельных видов опубликованы в ряде выпусков серии «Голоса птиц».

Звуковой репертуар бесхвостых амфибий менее разнообразен по сравнению с птицами. Но местами голоса амфибий вносят заметный вклад в весенне-летний шумовой фон. Озерная и прудовая лягушки, квакша особенно крикливы на юге Украины. Краснобрюхая жерлянка местами обычна и даже образует значительные скопления; в Хоперском заповеднике Воронежской области во второй половине мая полойные озерки «гудят» от этих болотных органчиков. Травяная и остромордая лягушки, чесночница и серая жаба встречаются реже, поэтому их голоса услышать труднее.

Травяная лягушка проявляет звуковую активность первой и лишь в короткий период перед откладыванием икры, к которому она приступает вскоре после того, как солнце пригреет полынью. Побагровевшие самцы урчат, словно мотоциклы вдалеке. Через 1—2 дня лягушки стихают. А вот обыкновенные квакши, которых часто содержат в террариумах, на воле кричат всю весну и половину лета. Голоса остромордых лягушек можно услышать в майские сумерки, лишь подойдя к ним достаточно близко. Их глухие звуки напоминают отдаленный собачий троекратный лай.

Тема 4. Птицы нашего края. Звуковой материал по этой теме придется добывать на месте, используя магнитофонные записи. Из предыдущих глав читатель уже знает, что песня представителей одного и того же вида может иметь своеобразные особенности в зависимости от географического положения района их гнездования. Не совпадает и видовой состав разных областей. Имеющиеся грампластинки из серии «Голоса птиц в природе» можно рекомендовать лишь для отдельных районов: I—III серии — для средней полосы, IV — для Красноярского края, V — для юга Приморского края, VI — для Средней Азии.

Голоса птиц, обитающих в окрестностях села или города, в котором находится школа, надо уметь различать в первую очередь. В лесной и лесостепной полосе видовой состав и количественные соотношения видов от местности к местности могут изменяться. В зависимости от преобладающего типа местности и освоенности территории одни птицы встречаются чаще, другие реже. Так что список видов (не более 12—15), выделяемых для прослушивания и запоминания учениками, преподаватель составляет исходя из конкретной фаунистической обстановки. В качестве примера приводим такой список для смешанного подмосковного леса: зяблик (песня и рюмение), пеночка-весничка, пеночка-теньковка, пеночка-трещотка, зарянка, дрозд-белобровик, певчий дрозд, черный дрозд, мухоловка-пеструшка, обыкновенная горихвостка, соловей, садовая славка, иволга, большая синица, поползень, зеленушка.

Тема 5. Песни птиц. На занятии можно использовать следующие грампластинки: 1) приложение к книге А. С. Мальчевского и др. «Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом»; 2) Б. Вепринцев, И. Нейфельдт «Голоса птиц в природе», серии I—VI. Демонстрация записей должна сопровождаться рассказом учителя о биологическом значении пения птиц.

Песня певчей птицы — одно из ее видовых отличий. Яркий пример этого — песни пеночек. Пеночки — теньковка, трещотка, зеленая и весничка — обычны в лесах средней полосы. Из-за большого внешнего сходства различить их в природе довольно трудно. Выручает песня, столь своеобразная у каждой, что не представляет затруднений для запоминания и последующего определения. Песни пеночек — хороший пример близкородственного расхождения признаков, выполняющих роль одного из изолирующих механизмов, о чем говорилось выше.

Не менее интересна демонстрация имитационных возможностей пернатых. Оживленно пройдет прослушивание грампластинки с подражаниями птиц голосу человека. Подражание птиц голосу человека надо рассматривать как забавный курьез, по оно имеет и серьезное биологическое основание, о котором уже говорилось. В записи можно также послушать одного из пересмешников — садовую камышовку. Самец камышовки — один из лучших певцов приречных урем. Но вслушайтесь: его собственное «чек-чек» разделяет заимствованные строфы. Песня садовой камышовки по большей части талантливая аранжировка подслушанного.

Тема 6. Позывы птиц. Позывы, как и песни, своеобразны для вида, но в отличие от песен более консерватйвны и устойчивы. Очень многие птицы с развитой звуковой сигнализацией не имеют песен в общепринятом и историческом смысле этого термина, а имеют разнообразные позывы. Звуковая какофония, характерная для колоний, или «птичьих базаров», чайковых птиц, слагается из позывов различного назначения: территориальных, брачных, агрессивно-оборонительных и др. Птицы подотряда певчих воробьиных, помимо песен, используют также разнообразные позывы. Так, у видов семейства ткачиковых исследователи насчитывают до 14 таких сигналов, у зяблика тоже 14.

На занятии можно прослушать грампластинки Б. Н. Вепринцева («Голоса птиц») и И. Д. Никольского («Позывы птиц).

Тема 7. Голоса млекопитающих. Демонстрационный материал в следующих грампластинках: 1) приложение к книге Д. Хаксли и Л. Коха «Язык животных»; 2) Б. Н. Вепринцев и др. «Голоса птиц в природе», V серия.

Далеко не все млекопитающие пользуются в общении звуковой сигнализацией, у некоторых она играет лишь подсобную роль, дополняя обоняние и зрение (морские котики, олени, волки). Однако у грызунов, живущих колонией (суслики, пищухи, сурки), звуковые сигналы служат важным средством взаимного оповещения об опасности. Дельфины и летучие мыши с помощью эхосигналов ориентируются и ловят добычу. Нужно объяснить учащимся, что мы не можем слышать эхолокационные сигналы этих животных, поскольку их диапазон выходит далеко за пределы возможностей человеческого слуха. Поэтому в записи прибегают к транспонированию, т. е. путем занижения скорости проигрывания как бы «опускают» звучание с ультразвукового «потолка». Теперь эхосигналы мы слышим, но они достоверны в той же мере, как движение в замедленной киносъемке по отношению к естественному.

Тема 8. Голоса животных, включенных в «Красную книгу». Каждый учащийся должен помнить о существовании международной «Красной книги», в которую заносят редкие и исчезающие виды животных и растений, подлежащие особой охране. В отечественной фауне к числу охраняемых относят зубра, выхухоль, амурского и туранского тигров; из птиц в книгу занесены дрофа, стрепет, стерх. Очень редки чешуйчатый крохаль, журавль-монах, горный гусь. Рассказ о животных, исчезающих по вине человека, равно как и об отдельных успехах восстановления в численности, значительно оживит демонстрация слайдов и голосов.

Тема 9. Голоса животных в музыке, поэзии, живописи. Известно много примеров прямого заимствования и композиторских аранжировок звуков животных в симфониях, операх, романсах. Римский-Корсаков в «Сказке о царе Салтане» использует звукоподражательную музыку-стилизацию в сцене полета шмеля, а в прологе к опере «Снегурочка» рожок исполняет напев петуха, звучит кукушка. Инструментальная имитация крика кукушки прослушивается также в симфонических картинах «Утро» Грига и «Русская сказка» Шебалина. В пьесе Чайковского «Жаворонок» и в одноименном романсе Глинки композиторы отобразили журчащую песню этой птицы. Могут ли учащиеся назвать музыкальные произведения, создание которых так или иначе навеяно вокализацией птиц и других животных?

В поэзии А. Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Федорова голоса птиц, в особенности соловья и жаворонка, нередко служат фоном или поводом для размышлений лирического героя.

Можно организовать показ репродукций с картин известных художников с одновременным прослушиванием записанного на грампластинке пения птиц. Так, фоном для картины В. Е. Маковского «Любители соловьев» может послужить запись «Курские соловьи майским утром в лесу под Курском». Стереофонический диск «Голоса весны» (запись Б. Н. Вепринцева, произведенная в колонии грачей) придется кстати при показе знаменитой картины Саврасова «Грачи прилетели»; знакомясь с «Березовой рощей» Куинджи, можно послушать зяблика, а жаворонка — при просмотре репродукции с картины А. Пластова «Юность». Голоса каких животных, по мнению учащихся, должны были бы звучать при просмотре «Корабельной рощи» Шишкина, «Марта» И. Левитана, «Заросшего пруда» В. Серова и т. д.?

Тема 10. Голоса животных и народное творчество. Толкование поведения животных, их голосов в целях предсказания погоды в старое время было очень широко распространено. Наблюдательность и сметливость деревенского метеоролога давали порой ценный практический результат. Этот опыт запечатлелся в приметах: «снегирь зимою поет — на снег, вьюгу, слякоть», «волки воют зимой под жильем — к морозу», «лягушки квакают — к дождю», «галки тепла накричали» и т. п.

Многие талантливые сельчане были знатоками и ценителями птичьего пения, в особенности соловьиного. Хороших певунов держали дома, в трактирах, в старое время заменявших простому люду клубы, на их песне обучали молодых птиц. Среди ценителей соловьиного пения утвердилась особая терминология в названиях колен (отдельных строф) песни. У хорошего соловья (такому присваивали почетную кличку) в песне насчитывали до 12 различных колен, исполняемых в определенное последовательности. Чтобы читатель имел представление об этой некогда процветавшей отрасли народного творчества, приводим перечень колен уникального соловья, опубликованный под названием «Реестр песен соловья Монтекристо» в журнале «Природа и охота» в сентябре 1880 года:

1) Журавлик.

2) Дудка лешего.

3) Светлый кулик.

4) Кукушечный перелет.

5) Кукушка в натуре.

6) Катушка.

7) Дудка водяная.

8) Ястребиная.

9) Ворон в натуре.

10) Дудка червяковая.

11) Гусачок.

12) Сокол.

13) Желна.

14) Кроншнеп.

15) Лесная курочка.

16) Лягушка.

17) Голубковая.

18) Сова и филин.

19) Катушка, в др. роде замечательная.

20) Стукотня.

21) Россыпь.

22) Дроби.

23) Громовый раскат.

24) Светлые дудки разных манер.

25) Разные мелкие птички.

26) Катушка, в др. роде замечательная.

Сейчас большой популярностью среди любителей пользуется пение канареек. Среди них выделяют канареек овсянистого и дудочного напевов, различающихся тональными особенностями голосов, манерой исполнения и т. д. С их пением можно познакомиться, прослушав следующие грампластинки:

1) Ф. Ижицкцй и Б. Вепринцев. «Песня канарейки овсянистого напева с подражанием синице»; 2) Б. Вепринцев. «Красный кенарь овсянистого напева. Соловей»; 3) «Они поют для вас» (канарейки Гарца и Смета, западный соловей).