Факультет

Студентам

Посетителям

Принцип реконструкции леса в лесопарк

Строительство лесопарков осуществляется соответствующим приспособлением и реконструкцией пригородных лесных массивов или закладкой новых лесопарков на неосвоенных площадях. Создание лесопарков путем новых насаждений является специальной задачей садово-паркового искусства.

Для образования лесопарков чаще всего служат пригородные леса, смежные с селитебной чертой города.

В большинстве своем они под влиянием ряда причин: отсутствия должной охраны, порубок, распашек и т. д. сильно отклонились от первоначальных коренных типов лесов, и их состояние часто ухудшалось. Однако во многих пригородных лесах сохранились ценные насаждения, имеются водные пространства, ручьи, просеки, дороги, а также другие элементы, необходимые для строительства лесопарков. Все пригородные леса должны быть сохранены и упорядочены.

Хозяйство в них должно вестись планово и направляться на проведение агротехнических, лесоводственных и других мероприятий, обеспечивающих высококачественное состояние насаждений

К таким мероприятиям относятся: осушение территории, поддержание в должном порядке существующих дорог и тропинок, постройка мостов и переходов, улучшение луговых пространств, очистка и регулирование водных бассейнов, укрепление берегов, оврагов, песков, обогащение и охрана фауны.

Для правильной организации лесного хозяйства площадь разделяется на кварталы, границы которых устанавливаются обычно по естественным разграничительным линиям (дороги, реки, ручьи, овраги).

Лесопарковые зоны являются важным фактором формирования городского микроклимата. В жаркий день возникают освежающие воздушные течения от зеленых массивов лесопарков, а вечером и ночью — наоборот, быстро охлаждающийся воздух города направляется к более устойчивым в тепловом отношении зеленым массивам лесопарка. Для усиления этого полезного воздухообмена при своевременной планировке городов и организации территории лесопарка стремятся к тому, чтобы главные озелененные магистрали города совпадали с просеками или дорогами лесопарка, служили их продолжением, составляя вместе одну цельную систему. При такой связи загрязненный аэрозолями городской воздух вечером и ночью удаляется из жилых кварталов города, а днем в них из лесопарка поступает чистый воздух, более влажный, чем городской, понижающий температуру воздуха в жилых районах в жаркие дни. Присутствие в насаждениях лесопарка хвойных пород способствует озонированию воздуха.

Для улучшения микроклимата города важное значение имеет ветрозащитная роль зеленых насаждений лесопарка, поскольку они уменьшают силу ветров; в тех случаях, когда ветры несут взвешенную пыль, насаждения служат фильтром, улавливающим эту пыль, не давая ей полностью проникать в жилые кварталы. Рационально размещенные по отношению к господствующим ветрам ветрозащитные насаждения оказывают влияние на температуру прилегающих к лесопарку районов, уменьшая резкие ее колебания. Ветрозащитная функция зеленых насаждений лесопарка имеет и гигиеническое значение, так как минимальные скорости ветра и смягченные колебания температур внутри зеленого массива создают условия покоя для отдыхающих в лесопарке.

Лесопарки создаются по проектам планировки и являются составным элементом озеленения советских городов и поселков. Они служат необходимым дополнением к внутригородским зеленым насаждениям.

Лесопарки обычно занимают большие территории. В них создаются удачные сочетания зеленых насаждений, полян, красивых ландшафтов, водоемов, удобных дорог.

В отличие от городских парков в лесопарках разрешается лежать на траве, гулять по полянам, собирать цветы, ягоды, грибы, лекарственные растения, семена.

На территории лесопарка могут применяться виды отдыха и устройства, не осуществимые в городских парках. Лесопарки могут быть использованы под верховые, автомобильные и лыжные дальние прогулки и т. д.; на их территории могут быть организованы пионерские лагери, туристские, экскурсионные и лыжные базы, построены дома отдыха, местные санатории и разного рода фермы, заложены плодово-ягодные сады, питомники, подсобные хозяйства и пр.

Лесопарки требуют особого подхода к их оформлению.

Основными средствами оформления лесопарков являются естественные лесонасаждения, вода, луг; умелое сочетание их с различного рода искусственными устройствами (павильоны, дороги, цветники и т. п.) обеспечивает правильную организацию территории лесопарка и создание в нем нужных ландшафтов.

Для создания максимальных удобств населению площади под лесопарки отводятся на таком расстоянии от города, чтобы пользующиеся ими затрачивали на поездки не более 30—40 мин.

Лесопарк внутри своих границ должен представлять единое целое с определенно выраженным характером композиции и содержать разнообразные и красочные ландшафты. Главными элементами лесопарка являются насаждения, луга, водоемы, дороги и ландшафтные виды.

Лесопарк считается тем совершеннее и красочнее, чем больше в нем разнообразных насаждений. В лесопарке должны создаваться сложные по форме и составу насаждения с богатым подростом и кустарниковым подлеском. Наличие и умелое сочетание разнообразных насаждений, групп, лужаек и водоемов украшает лесопарк и создает богатство впечатлений.

Следовательно, основными требованиями к лесопарку являются: наличие хороших подъездных дорог, обеспечивающих максимальные удобства сообщения, разнообразие и красочность ландшафтов, гармоническое их сочетание между собой. Важным является и наличие хорошо разветвленной и правильно организованной дорожко-тропиночной сети внутри лесопарка, открывающей свободный доступ ко всем его частям.

В композициях лесопарка большое место занимают рощи. Рощей называют естественные насаждения меньших размеров, чем лес, включающие крупные, средние и низкорослые деревья. Если роща состоит из однородных деревьев, она называется дубовой, березовой, буковой и т. д.

Своими массивами густой растительности и лужайками роща служит замечательным украшением лесопарка. Реконструктивные работы зависят от характера и состояния пригородных лесов, предназначенных для лесопарка.

Например, старые хорошо сохранившиеся насаждения векового бора или дубравы с могучими и стройными стволами или березовая роща на ярком зеленом газоне могут только украсить ландшафт и не требуют какой-либо реконструкции ни по составу, ни по структуре. Но сосновый молодняк, тянущийся на значительном расстоянии, должен быть подвергнут частичной реконструкции введением в некоторых местах других контрастных пород, чтобы прервать его монотонность; при наличии еловых групп, находящихся за таким молодняком, в нем могут быть сделаны просеки, чтобы открыть вид на густые темнозеленые группы елей и т. д.

Прекрасный материал для лесопарка представляют группы древесно-кустарниковой растительности разной величины, состава и возраста с неравномерным их распределением по территории, перемежающиеся с лужайками.

Очень ценным, легко поддающимся реконструкции материалом, могут явиться насаждения, имеющие как бы парковый характер. Это — группы молодняков I и II классов возраста, неравномерно разбросанные по территории с лужайками и прогалинами.

Редины из деревьев значительного возраста с молодняком во втором ярусе или без него также легко могут быть реконструированы в лесопарковые насаждения.

Сомкнутые насаждения с мертвым почвенным покровом могут быть оставлены как контрастные с соседними насаждениями.

Заросли, т. е. запущенные молодняки из кустарников или деревьев, почти непроходимые, не представляющие эстетической ценности, подлежат обязательной реконструкции.

Использование существующих лесных насаждений предполагает улучшение ландшафтов путем превращения лесных насаждений в лесопарковые. Это достигается путем посадок и проведения реконструктивных рубок, направленных на изменение пространственного размещения, состава, возраста и структуры насаждений.

Нет возможности украсить весь реконструируемый лес, но сопряжения дорожных и видовых просек, а также пунктов, которые служат местами наибольших посещений, могут быть разработаны достаточно парадно. Трудно также обработать все насаждения. Реконструкция их, если они требуют ее, может производиться также по линиям прогулочных дорог, у видовых пунктов, домов отдыха, санаториев и в других, представляющих интерес, местах. В этих местах производится архитектурное оформление дорог, водоемов, лужаек; пополняют или разреживают существующие массивы и группы; создают, если требует композиция, новые насаждения разного вида и форм; уменьшают или увеличивают луговые пространства; путем соответственных мероприятий открывают дали; упорядочивают панорамы; облагораживают каменоломни, ликвидируют свалки и т. п. Все это имеет целью дать глубину насаждениям, получить более четкие их силуэты, внести в ландшафты более разнообразия и придать им намеченный характер и выражение. Предварительно необходимо тщательно изучить местоположение данного леса и все его наличные ресурсы и элементы.

Если при закладке новых насаждений держаться ближе к природе, можно значительно облегчить устройство лесопарка, например, раскрыть виды, открывающиеся на горизонты или долины, художественно замаскировать все то, что необходимо скрыть — выемки, дефекты территории, устранение которых путем земляных работ стоило бы дорого; прикрыть скрещения и развилины дорог и т. д. Можно также упорядочить формы панорам, наиболее удобных для обозрения и наиболее интересных в деталях, чем в целом, но имеющих слишком обширные, открытые места; сузить известные просеки, чтобы представить их в наиболее приятных глазу пропорциях и согласовать с общим видом; подчеркнуть рельеф ландшафта, скрывая посадками некоторые вершины и делая, таким образом, рельеф почвы более значительным, чем он есть в действительности; сделать рельеф более выразительным, сосредоточив группы с темной зеленью в низинах и группы светлой зелени на возвышениях; можно по желанию отдалить или приблизить горизонт на границе лесопарка, помещая в конец видовой линии группу светлой или темной зелени.

По законам перспективы предметы уменьшаются по мере удаления от глаза, но дерево или отдельная группа деревьев нежнозеленого цвета кажутся более удаленными, если они помещены между группами более темной зелени, хотя эти группы и находятся на равном расстоянии от глаза. Перспектива, разделяющаяся на две части, будет казаться глубокой, если части А и А’ будут состоять из темной зелени, а часть Б — светлой. Та же перспектива расширится, если части А и А’ будут из светлой зелени, а группа Б — темнозеленая.

Всей указанной работе в значительной степени способствует ландшафтная таксация наличных лесных насаждений, методы которой изложены выше.

Лес, граничащий с лесопарком, эффектно выделяясь своей зеленой массой на расстоянии, может служить прекрасным фоном для лесопарка и наиболее парадно разработанных его частей.

Принципы создания лесопарковых насаждений. В наиболее развитой форме лесопарка территория его может представлять комплекс многих отдельных частей, назначаемых для удовлетворения разнообразных видов отдыха, массового спорта и т. д.

Соответственно назначениям частей лесопарка планировка, материалы, средства и приемы для оформления их различны.

В зависимости от естественно-исторических условий и заданий, каждый лесопарк должен быть разработан в своем собственном стиле так, чтобы каждый предмет был на своем месте и являлся бы в форме и пропорциях, подходящих к принятому стилю и величине лесопарка или его части.

Лесопарк может быть создан в том или ином стиле и жанре в зависимости от конкретных условий местности, почвенных, климатических и других условий, экономических соображений и пр.

Стили и жанры. В лесопарковом строительстве различают три основных стиля: 1) классический (строгий, регулярный); 2) ландшафтный (иррегулярный) и 3) смешанный (сложный), состоящий из элементов первого и второго стилей. Рассмотрим каждый из них.

Классический стиль ведет начало от стиля, применявшегося в древности, когда создавались небольшие сады из правильных геометрических фигур. Небольшими садами, заключаемыми в ограниченные геометрические формы, довольствовались также в средние века. В эпоху Возрождения сады устраивались более значительной величины, с соответственным расширением их геометрических форм.

В настоящее время классический стиль в целом не применяют, но ввиду его декоративных достоинств для архитектуры садов используются отдельные детали. Чаще всего из этого стиля используются партер и регулярный сад.

Партер состоит из собственно партера, окруженного проезжей дорогой. Регулярный сад состоит из собрания партеров, расположенных на одном или на различных уровнях и соединенных конечными границами в одно целое.

Регулярный сад. Композиция регулярного сада зависит от плана, который тесно связан с формами и принятым расположением отдельных частей, причем предметы, которые последовательно представляются взору, должны быть разнообразными, тогда как весь ансамбль их — симметричным. В композицию сада вводятся архитектурные украшения, скамьи, вазы, статуи и т. д.; однако в этом разнообразии всегда сохраняют единство композиции.

Сад, как и партер, подчинен правильным формам и его планировка производится в согласии с пропорциями, отвечающими строениям. Территория сада разделяется на участки, имеющие элементарные геометрические формы, обставленные вазами, статуями, скамьями, оборудованные бассейнами, водоемами, каналами правильной формы; со зданиями сад соединяется террасами и монументальными лестницами. Большие прямые и симметричные аллеи соединяют между собой все части сада, чтобы сделать из них одно целое, отвечающее общему рисунку.

Перед зданием А по линии центральной аллеи размещается партер, содержащий главную часть, украшенную бассейном Б, фонтанами, каскадами, статуями и т. д., тогда как другие партеры располагаются по сторонам с известной симметрией, если не в деталях, то по крайней мере в общей композиции. Контуры имеют также геометрические формы; установленные в них пропорции напоминают пропорции, применяемые в архитектуре.

Партеры, ближайшие к главной части, украшают цветами, а удаленные обращают в ковры газонов, засаженные подстриженными деревьями; они также пересекаются водяными площадками или каналами, вытянутыми по всей длине. Удаленные газоны обычно представляются в виде гладких цветочных полос, окаймляющих контуры фигур. Цветочные полосы отделены песчаными дорожками от газона, занимающего внутреннее плато фигур; полосы засаживают цветами, углы их могут быть украшены цветущими штамбовыми растениями или подстриженными кустами. Ковер газона, занимающего внутреннее плато фигур, украшается вазами и статуями, которые размещают вдоль бордюра главных аллей, на их перекрестке или в центре определенной фигуры партера, или в центре комплекса упомянутых партеров. Партеры обычно устраивают на горизонтальной территории, но можно устраивать их н на слегка наклонной; в последнем случае нельзя сооружать посередине их бассейн. При устройстве на скате партера его располагают ступенями.

С каждой стороны партера высаживают высокие деревья косыми рядами или сплошными массивами, пересеченными аллеями, видовыми просеками. Иногда насаждения внутри украшают лужайками, залами зелени, залами света и т. д.

Главные аллеи сада соединяют с лесными просеками. Деревья в саду обрезывают на разные фасоны.

В регулярном саду воды заключают также в геометрические формы, ограждают барьерами из камня, мрамора или прессованного бетона, декорируя и украшая их резьбой. В бассейне часто помещают фонтан. На ковре газона, образующего видовую перспективу, или на просеке воды заключают в прямые каналы. Если конечная точка перспективного вида совпадает с откосом, то последний разделывается во «дворец воды» (например, Петергофский парк).

Партер. Партер представляет прямоугольник, вытянутый по оси аллеи, которая его окружает; длина такого прямоугольника равна двойной ширине его. Он отделен от окружающего сада проезжей аллеей и обычно состоит из следующих трех элементов:

1) цветочной грядки вдоль всех сторон прямоугольника с симметрично посаженными по ее оси одиночными деревьями на определенных расстояниях (она может прерываться этими же деревьями); ширина цветочной каймы принимается пропорционально величине партера, но не более 2,5 м. Кайма может быть вырезной или выступать на горизонтальную часть, покрытую газоном;

2) дорожки, посыпанной песком, шириною от 0,5 до 0,8 м пропорционально величине партера; она отделяет грядку с цветами от центрального газона плато;

3) центрального газонированного плато плоского или углубленного, на котором в направлении осей симметрично размещают бассейн или статуи, вазы и т. д. Если через партер, в его целом, проходят главные или второстепенные аллеи, необходимо, чтобы образованные при этом фигуры были симметричны. Выход из партера устраивают через его границу, наиболее удаленную от здания, которое обслуживается партером; в этом случае боковые аллеи обычно заканчивают скамейкой, поставленной перед вазой или статуей.

Партер обычно представляет собой прямоугольник, большая сторона которого в 2,5 раза превышает меньшую, что позволяет разделить его на два равных партера или на несколько отделений, сохранив при этом симметрию и гармонию общего вида. Следует избегать разделять прямоугольник на два смежных квадрата, которые не представляют такого гармонического вида, как, например, квадрат между двумя прямоугольниками или прямоугольник между двух квадратов.

Партер может также выражаться в следующей композиции: цветочная грядка вдоль всех сторон прямоугольника или только по длинным сторонам его (с перерывом или без перерыва газона) и центральное плато, покрытое газоном; кайма из газона вдоль всех сторон или на двух больших сторонах с расположением цветочных грядок в виде вырезов на газоне; центральное плато, покрытое газоном с цветочными полосами или без них.

Приведенные пропорции и размеры могут изменяться, но сильные отклонения от них, не диктуемые местоположением самой территории, нельзя считать приемлемыми, так как это может нарушить общий вид и гармонию отдельных частей в композиции.

Профили партера могут быть следующих типов:

1) общий вид профиля плоский; полоса из цветов обсаживается буксом, черепицей и т. д., предназначенных для поддержания земли;

2) общий вид профиля рельефный; грядки с цветами выступают на профиле, дорожка находится ниже уровня проходной аллеи, за дорожкой плато газона. В этом случае цветочная полоса заключена между двумя газонированными откосами.

Цветочная грядка может помещаться на газоне или на газоне в два яруса.

Весь партер может быть помещен также в углубление, границы которого составит окружная аллея.

Углы в партере могут быть прямые, закругленные или более сложные, по желанию или в зависимости от необходимости размещения ваз, скамей, статуй и других декоративных элементов.

Аллейные деревья в большинстве случаев не составляют принадлежности партера, но могут участвовать в его композиции, если партер имеет достаточную величину и с каждой стороны прямые аллеи достаточно широки.

Часто на длинной аллее деревья, обращенные к оси ее, сплетаются между собой; они должны быть подрезаны только со стороны партера. Это образует широкую перспективу, где деревья служат внешними границами, а партер составляет ее внутреннее содержание.

Как было отмечено, регулярный стиль заимствует свои пропорции большей частью из архитектуры, поэтому композиция его также архитектурная.

Ландшафтный стиль. Парками или лесопарками ландшафтного стиля называются те из них, в композицию которых вводятся элементы, заимствованные из самой природы, с выбором их по известным правилам.

В композиции учитываются все разнообразие природы: световые эффекты, солнце, туман, свет луны; вводятся такие элементы, как территория, растительность, воды и скалы. Используя природные элементы, необходимо беспрестанно следить, чтобы какая-либо черта их не исказила ансамбль. Включенные в ансамбль части необходимо увязать между собою, соблюдая их пропорциональность в законченной композиции. Распределение территории на участки, комбинированная игра их форм, неравномерность повышений по отношению к большему или меньшему понижению склонов, согласованность и пропорции этих случаев — все это придает тот или иной характер местоположению и определяет производимое им впечатление. С другой стороны, соответствие между территорией, насаждениями, газонами, видами, скалами также усиливает впечатление. Таким образом, приходят к созданию варьированных ландшафтов, не злоупотребляя подразделениями, но обеспечивая ландшафтам свободу и простоту, которые придают им величественность.

Преобладание лесов и вод с наличием затененных частей, подчеркивающих строгость и величие природы, наличие лугов и лужаек, освещенных пространств, вселяющих чувство радости, большая поверхность светлых и спокойных вод, древесные массивы, сливающиеся с лужайками, разнообразие оттенков — все это создает эффектный красивый переход между освещенными и затененными частями.

Сообразно впечатлениям, производимым отдельными частями на посетителя, в ландшафтном стиле различают три жанра: жанр грандиозный или величественный; жанр радостный и жанр живописный.

Жанр величественный наиболее подходит к территории лесистой, с сильно открытым горизонтом, дающим очень большую обозримость предметов, находящихся за границами лесопарка; он требует большой осторожности в применении искусственных элементов, которые допускаются только на передних планах. При этом жанре характерны насаждения из местных пород большими массами, без просветов, особенно в отдалении.

Жанр радостный подходит к местности открытой и немного неровной. Этот жанр должен использовать все ресурсы натуральных и искусственных элементов, которые создают природа и человек. Внутренние виды должны меняться на каждом повороте во время прогулки, открывая как бы новые и новые виды перед глазами посетителя. Такой жанр сильно выигрывает при некоторой волнистости территории; в нем должно чувствоваться смешение искусства и природы. Это смешение, однако, может быть приятным только при условии сочетания замысла с общим характером рельефа. Такой жанр требует разнообразных насаждений, делающихся более радостными благодаря экзотическим деревьям на переднем плане и сливающихся в отдалении с оттенками ландшафта: он требует избранных растений, посаженных группами или солитерами на лужайках, ряда аллей и контуров воды.

Жанр живописный, чаще употребляемый, чем жанр величественный и более редко, чем жанр радостный, играет важную роль в композиции. Этот жанр представляет дикую природу во всем ее непредвидении: он непосредственно происходит из нее и, если иногда прибегают при его создании к искусству, то вмешательство последнего должно быть затушевано, чтобы увеличить натуральные эффекты жанра. Нужно стараться использовать все элементы, находящиеся на территории, для придания ей живописного характера: разнообразные красивые деревья, утопающие в папоротнике, существующие скалы, кое-где прикрытые почвой, вход в натуральный грот, озеро или река, загруженные растительностью балки, обрывы и т. д. В некоторых случаях потребуется прорубить просеки для открытия перспектив; специальные работы могут увеличить высоту и дебит каскада; надлежащим образом выбранные насаждения создадут переходные планы или выгодно подчеркнут эффект отдельного предмета или уголка. Совершенно дикий уголок находит здесь свое место, существующие развалины здания производят декоративный эффект, так как в этом жанре нет ни правильных линий, ни симметрии; при этом жанре следует стараться сохранять и усиливать неожиданные, непредвиденные эффекты в природе, варьируя со вкусом и без преувеличения живописные пункты.

При выборе жанра надо сообразоваться с окружающей местностью, природой и величиной территории.

Во всех видах жанра особенно важно сохранять в плане или в переходах простое соотношение различных частей, составляющих целое, и согласовывать его с окружающей местностью.

Создание композиции представляет большое искусство, требующее умения извлекать максимум эффектов из всего, что дает природа.

При этом придерживаются трех принципов, обеспечивающих:

1) единство в ансамбле;

2) разнообразие в деталях при единстве замысла;

3) соблюдение дистанций.

Связь между деталями и их общей композицией должна быть возможно проще и доступнее для обозрения, чем достигается наибольший декоративный эффект, производимый отдельными деталями ландшафта.

При любой территории и любой композиции в лесопарке должны быть соблюдены: передние планы, планы отдаленные и планы переходные. Предметы, находящиеся на отдаленных планах, зрительно присоединяются к лесопарку посредством видовых линий, находящихся на возвышенных частях его территории.

Стиль смешанный или сложный. В этот стиль входят элементы ландшафтного и регулярного стилей. Вводятся прямые линии; зеленые массы помещаются с учетом всех трех измерений, чтобы обеспечить гармонию пропорций; наряду с этим предоставляется свобода использования растительного материала, с учетом его потребностей для роста и развития. Допускается подрезка растений в геометрические формы. Вместе с такими растениями допускаются и растения в природном их виде, без каких-либо обрезок и стрижек. Не исключаются изменение рельефа поверхности путем устройства террас, площадок, а также одновременное устройство и приспособление для живой игры проточных вод. В композицию вводятся также все скульптурные и архитектурные украшения. В композиции не должно быть ничего искусственного, манерного. Здесь необходим контакт между областью, где человек может управлять ростом растений, и растениями, которые природа дает в естественном виде. Здесь должно быть разумное распределение декоративных растительных элементов с правильным сочетанием пространств, занятых декоративными устройствами и свободных от них.

Советские парки и лесопарки создаются преимущественно в смешанном стиле с применением многих новых, своеобразных элементов садово-паркового искусства, например, парк Победы в Ленинграде и др.

В наших социалистических условиях имеются неограниченные возможности развития садово-паркового зодчества, направленного для удовлетворения высоких запросов широких масс населения и создания цветущих социалистических городов и поселков.