Факультет

Студентам

Посетителям

О дизайнерской специальности

Слова Н. Заболоцкого, ставшие одним из эпиграфов статьи о специальности  «Дизайн», очень верно отражают содержание деятельности настоящего дизайнера любой отрасли и, конечно, дизайнера-педагога. На самом деле, создавать истинно прекрасное можно, будучи лишь самому наполненным красотой, светом, добром, «мерцающим»…


Ф. М. Достоевский сказал: «Красота спасёт мир», имея в виду, прежде всего, красоту душевную и духовную, которая и позволяет создавать прекрасное.

В созданиях искусства отражается внутренний мир художника, который может быть разным. Но истинное произведение искусства рождается именно так, как учил получивший богатый жизненный опыт отец (повесть Н. В. Гоголя «Портрет») своего сына-художника: «Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори всё кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом; в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души…».

Три классика русской и советской литературы подчёркивают красоту внутреннего мира человека, задавая вопрос о том, что есть она такое, утверждают, что именно она спасёт мир, и видят миссию настоящего художника в том, чтобы создавать такое произведение искусства, которое бы «протекло сквозь чистилище его души». Именно такие профессиональные ориентиры расставили великие русские писатели и советский поэт.

Невольно можно задаться вопросом: «Легко ли быть дизайнером?» Легко ли освоить эту специальность, «вышедшую», «выросшую», несомненно, из профессии художника?

Нет лёгких путей в профессию, и настоящим дизайнером (специалистом, умеющим проектировать художественные формы, внешний вид изделий, производимых промышленностью, фасады зданий, интерьеры помещений и т.п.; осуществлять художественное конструирование») стать далеко не просто. В основе работы по этой специальности так же, как и в основе работы художника,  лежит художественный образ. И  образы, воплотившиеся в реальность, преобразуют окружающую действительность, сознание людей, тем самым служат образованию человека. Поэтому настоящему дизайнеру необходимо знать и помнить слова отца, обращённые к сыну, всю свою жизнь.

Как и любому настоящему мастеру, дизайнеру всю жизнь нужно учиться, стремиться к совершенству в своей работе, в основе которой лежат приобретение профессиональных знаний, умений и навыков и личностный рост (духовное, душевное и интеллектуальное совершенство). А если же дизайнер получает квалификацию педагога, то на него возлагается ещё большая ответственность, ведь педагог – это ведущий, не зря и переводится это слово с греческого языка как «детоводитель», «ведущий дитя», «сопровождающий ребёнка».  И дизайнер, имеющий дело с образами, обучая дизайнерскому искусству детей, юношество и молодёжь, несомненно, стоит на очень ответственном профессиональном и жизненном пути.

Что же нужно, чтобы научиться рисовать, а ведь рисование —  одно из основных умений в работе дизайнера, в том числе и дизайнера-педагога? Альбом, карандаши, краски, ластик, кисти, мольберт, а ещё огромное трудолюбие, целеустремлённость, умение подмечать важные детали внешнего облика человека, пейзажа, помещения, развитое умение видеть пропорции и умение располагать предметы рисунка в соответствии с его композицией.

А как же научиться рисовать? Вот как отвечали на этот вопрос величайшие мастера разных времён и народов.

Д. И. Митрохин: «Метод, которым я руководствуюсь всю свою жизнь,- рисовать, рисовать, рисовать. Рисовать каждый день, пока ты жив, пока ты существуешь, потому что рисовать – это значит жить, приобщаться ко всему живому. Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов».

Жан Огюст Доминик Энгр: «Рисунок – это высшая честность искусства. Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок – это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка. Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом».

Джошуя Рейнольдс: «Художник может позднее прорабатывать отдельные части до нужной степени, но пусть он не забывает все время проверять, не разрушает ли он целостного впечатления, заканчивая отдельные детали».

Микеланджело: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки».

Слова великих мастеров, а главное, их произведения образовывают, учат, формируют, воспитывают уже не одно поколение художников, дизайнеров и педагогов, мастеров профессионального обучения, ставших на нелёгкий профессиональный и жизненный путь.

В широком смысле  слова «дизайнер» —  это специалист, занимающийся художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна, и профессия дизайнера — синтез нескольких отдельных профессий.

В специальности дизайнера любого профиля есть две особенности, которые необходимо учесть. Во-первых, дизайнер должен уметь контролировать весь процесс подготовки проекта, во-вторых, быть специалистом в смежных областях (технологии процесса изготовления изделий, маркетинге, рекламе, PR). В зависимости от этапа работы он выполняет функции художника, верстальщика, психолога, менеджера, маркетолога и др. Поэтому дизайнеру и дизайнеру – педагогу, мастерски владеющим этими специальностями, нужно обладать всеми профессионально важными качествами, которые необходимы в работе, иметь знания, умения, навыки и необходимые мыслительные способности.

Областью профессиональной деятельности дизайнера является организация и проведение работ по проектированию художественно-технической, предметно-пространственной, производственной и социально-культурной среды, максимально приспособленной к нуждам различных категорий потребителей, а областью деятельности дизайнера-педагога — организация учебного процесса в образовательных учреждениях, а также преподавательская и учебно-методическая работа.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются промышленная продукция, предметно-пространственные комплексы: внутренние пространства зданий и сооружений, открытые городские пространства и парковые ансамбли, предметные, ландшафтные и декоративные формы и комплексы, их оборудование и оснащение, детские художественные школы, детские школы искусств и другие образовательные учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения, учреждения СПО и программы, реализуемые в вышеназванных педагогических учреждениях.

Что же должен знать специалист-дизайнер и дизайнер-педагог?

Основы рисунка, живописи, графики, композиции, технологии производств дизайн-продуктов в определенной сфере деятельности,  специализированные компьютерные графические программы, а также то, что касается педагогической направленности деятельности.

А какие профессионально важные качества пригодятся в работе? Это, безусловно, и развитое творческое наглядно-образное мышление, и воображение, и эстетический вкус, и самокритичность, и художественные способности, и навыки  конструирования, и креативность, и наблюдательность, а в работе с детьми, юношеством и молодёжью – педагогический такт, любовь к ребятам, способность передать им весь накопленный опыт и мастерство.

На основании всего сказанного выше каждый может ответить на вопрос: «Легко ли быть дизайнером?» И если человек осознал всю сложность в освоении этой специальности и работе по ней, но всё-таки решается на её выбор, то он, конечно, полюбил «своё» дело и не боится преград на своём профессиональном и жизненном пути, ведь специальности дизайнера и дизайнера-педагога не ограничены пространством и временем, они становятся самой жизнью. И остаётся согласиться со словами Д. И. Митрохина о том, что «…рисовать – это значит жить, приобщаться ко всему живому», и осмелиться добавить от себя: «Быть дизайнером – это быть «живым», способным  творить, вести в мир  прекрасного, вызывая у людей желание жить в этом мире и самим быть таковыми…».