Факультет

Студентам

Посетителям

Народные приметы погоды

Местные признаки изменений погоды имеют свою историю. Рассказывая о них, нельзя не говорить и о приметах погоды, многие из которых являются историческими предшественниками местных признаков погоды.

Известно много народных примет погоды. Одни из них связывают ожидаемую погоду с поведением животных, а также с самочувствием человека, другие — погоду одного дня с погодой другого дня. Много примет основано на наблюдениях за солнцем, луной, облаками, цветом зари, ветром, радугой, росой и т. д. Есть приметы, которые возникли на основе религиозных суеверий и предрассудков.

Интерес к различным явлениям погоды возник у людей еще в древние времена. Не имея хорошей одежды, они легко подвергались воздействию таких явлений погоды, как холод, ветер, осадки. Различный характер погоды по-разному отражался на результатах их охоты. С развитием земледелия и скотоводства стали выделять такие явления погоды, которые пагубно отражались на урожае, удое молока и т. п. В связи с этим уже тогда возникло стремление предвидеть неблагоприятные для деятельности людей явления погоды.

Внимательно наблюдая погоду, повторение одних и тех же ее явлений, люди связывали их с другими предшествующими им явлениями природы. Так возникли первые народные приметы изменений погоды. Древнейшие приметы погоды известны были за много столетий до нашей эры. Вот некоторые из них. «Когда солнце окружено кругом, то выпадет дождь». «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, дождь будет и бывает дождь».

Впоследствии некоторые приметы стали связывать со знаменательными днями. Например, «На Самсона (10 июля) дождь — семь недель тоже». «Трещит Варюха, береги нос да ухо». Это значит, что если в день Варвары — 17 декабря — было холодно, то будет холодно и дальше. Проверка этих примет на большом числе случаев показала, что они относятся к числу случайных совпадений, и поэтому их надо считать совершенно необоснованными. К таким же явно необоснованным приметам относится и примета: «Какова погода 7 апреля (прежний церковный праздник благовещение), такова и на пасху».

К приметам, основанным на случайных совпадениях явлений, относятся и приметы, связанные с луной, например: «Во время рождения месяца (луны) бывает перемена погоды: зимой к снегу, летом к дождю (месяц обмывается)». «Если с наступлением первой четверти — хорошая погода, то весь месяц — вёдро, если же месяц рождается при плохой погоде, то весь месяц — ненастье».

Еще существует одно древнее поверье о дурном влиянии «рыжей» луны на растения. Рыжей называли луну, которая достигает полнолуния или в конце апреля или в течение мая. Считали, что луна этого периода оказывает пагубное влияние на молодые ростки развивающихся растений. На самом же деле в апреле и в мае очень часто наблюдается безоблачное небо и связанные с ним ночные заморозки, которые и губят растения. Луна же не оказывает никакого влияния на них. Правда, это поверье не относится непосредственно к предсказанию погоды, но показывает, как легко могут быть установлены ложные связи между явлениями природы.

Когда не были известны причины различных явлений погоды, их связывали с вмешательством бога, который в качестве наказания напускал ливни, засухи, ураганы, грозы и другие опасные явления. Поэтому люди разными праздничными и религиозными обрядами стремились умилостивить его. Если случайно после такого праздничного обряда погода становилась благоприятной, то это совпадение оставалось в памяти людей. Календарные дни таких обрядов стали считать праздниками и не работали в эти дни, рассчитывая на милость бога, который даст благоприятную погоду.

«Кто на Палея (день святого Пантелеймона 9 августа) работает, у того гроза хлеб спалит», так говорит одна примета. А вот другая аналогичная примета. «На Царя-града (24 мая) не сей, чтобы не выбило градом».

Люди также думали, что бог передает им свою волю через поведение животных. В связи с этим возникла, например, такая примета: «Если в стаде красная корова идет первой, то это предвещает хорошую погоду, если черная, то это предвещает ненастную погоду». Приведенные приметы — явный плод суеверия и не достойны никакого внимания.

Приметы погоды нашли свое отражение в сочинениях многих писателей древних времен. В книгах более позднего периода описание погоды и ее народные приметы также занимали большое место. В 1508 году появилась книга неизвестного автора «Практика крестьян», составленная на основе многих рукописей разных авторов. «Практика» была переведена на большинство языков Средней и Северной Европы. В ней давались указания относительно того, каким образом можно узнать по погоде в день церковного праздника рождества о погоде всего последующего года. Появились и другие книги, в которых высказывались уже довольно разумные соображения, основанные на наблюдениях над природой, но тем не менее и они также были полны предрассудков. К этому и более позднему времени относится выход в свет различных календарей, содержащих предсказания погоды на долгий срок. В основу их была положена мысль о связи погоды с небесными телами, в частности с луной. Особо большим успехом пользовался столетний календарь, из которого можно было узнать погоду каждого года на период с 1701 по 1801 год. Составил его один из настоятелей монастыря в Германии. Проверка столетнего календаря показала, что в большинстве случаев его предсказания были неудачными или неопределенными.

В России имел успех Брюсов календарь, изданный в 1709 году, с предсказаниями погоды на многие годы. Согласно этому календарю, погода должна была повторяться в одни и те же числа месяца через каждые последующие 19 лет точно так же, как повторяются через этот же период фазы луны.

Я. В. Брюс был одним из государственных деятелей царствования Петра Первого, он изучал различные науки и приобрел славу обладателя сверхестественных познаний. Ему приписывалось составление календаря На самом же деле календарь был составлен одним из библиотекарей, а Брюс только наблюдал за его составлением.

В 1715 году издание Брюсова календаря прекратилось, но предсказания погоды по нему стали помещаться в разных календарях, издававшихся уже после него. Эти предсказания никакого научного основания не имели, и с 1917 года их печатание было прекращено.

Несмотря на неудачные прогнозы по календарям, вера во влияние луны на погоду не исчезла. Появились «ученые», которые пытались обосновать изменения погоды приливами и отливами в земной атмосфере, аналогичными тем приливам и отливам, которые наблюдаются в океанах и вызываются воздействием луны и солнца. Критика основных теоретических положений, выдвинутых «лунными пророками погоды», и проверка их предсказания показали полную необоснованность утверждений о влиянии луны на погоду.

Народные приметы были собраны разными учеными России и зарубежных стран. В России известны и достойны внимания труды А. С. Ермолова и А. В. Смоленского. Познакомимся с некоторыми сохранившимися и в наше время приметами. Представляют интерес приметы о погоде по поведению животных. Беспокойное состояние их — это примета, говорящая о наступлении ненастья, мороза или ветра, ленивое состояние — примета наступления теплой погоды, например:

«Верблюд фыркает к бурану».

«Когда осел мечется и кричит громко — будет дождь».

«Когда олени сильно бодаются рогами — дурную погоду предвещают».

«Перед дождем быки и коровы поднимают морды кверху и жадно вдыхают в себя воздух».

«Овцы летом блеют перед дождем».

«Свинья к теплу всегда чешется».

«Кошка ложится на печку или прячет во сне морду к морозу».

«Кошка царапает ножки стола, щиплет траву, фыркает к ненастью».

«Собаки валяются перед ненастьем и ветром».

«Перед ненастьем птицы сильно кричат, а песен совсем не поют, много и низко летают, кружатся, ощипываются».

«Птицы перед теплом садятся на верхушках деревьев».

«Песня петухов во время ведра на теплую и ненастную погоду, во время дождя на сухую».

«Куры купаются в песке к дождю».

Приведенные приметы частично объясняются увеличением влаги в воздухе, изменением освещенности окружающих предметов в связи с изменением количества облаков, колебаниями температуры воздуха, скорости ветра и др. Все эти явления, действуя на наружный покров тела животных, вызывают у них раздражение, которое и отражается на их поведении.

Организм человека, особенно больного, медленно приспосабливается к новой обстановке, связанной с резкими изменениями погоды, и поэтому он часто испытывает недомогание. В связи с этим существует такая примета: «Перед ненастьем человеку становится душно, клонит ко сну, часто появляется ломота или боль в костях, звон в ушах».

Имеются и другие приметы, которые, по-видимому, связаны с изменением влажности воздуха.

«Соль отсыревает, делается мягче к сырой погоде, к ненастью, соль высыхает к вёдру».

«Табак сыреет к сырой погоде, к ненастью».

«Отсырело подсохшее, но не убранное сено на лугу — быть дождю».

«Перед наступлением сырой погоды разные кожаные вещи, как-то: хомуты, обувь, приводные ремни, становятся гибкими и мягкими».

«Дым поднимается столбом из труб — будет сухая хорошая погода, валится к земле — к худой».

Целый ряд примет основан на наблюдениях за солнцем. Ясный закат солнца считается приметой хорошей погоды, а закат солнца в тучу — приметой дождя или облачной сырой погоды.

Характер ветра также служит приметой погоды.

«Если ветер не ослабевает к вечеру — ветреная погода будет продолжаться».

Большое распространение получили приметы по облакам. Многие из них стали хорошими признаками изменений погоды.

«Если утром туман поднимается, образуя облака, это считается предвестником дождя, а если он падает на землю — предвестником сухой погоды».

«Если перистые облака вытягиваются узкой длинной полосой, то они предвещают сильный дождь с ветром и бурю».

«Если вечером на небе облака — ночь будет теплая, если же вечером небо ясное — холодная».

«Будет дождь, если небо после хорошей погоды станет волнистым, с мелкими облаками».

Многочисленные приметы по вечерней заре. Они противоречивы: одни из них предсказывают при красной вечерней заре наступление ясной, вёдренной погоды, другие — дождя. В большинстве же примет красная заря отмечается при переходе от ясной погоды к ненастью.

Все приведенные приметы дают хорошее представление о наблюдательности народа. В настоящее время, как мы видели из предыдущих глав, науке удалось обобщить ряд явлений, происходящих в атмосфере, и обнаружить их закономерности. В связи с этим многие приметы погоды приобрели другой характер. Они перестали быть приметами, основанными только на наблюдательности и сопоставлении одних явлений с другими, а стали подлинными признаками физических процессов воздушной атмосферы, например некоторые приметы по облакам, солнцу, ветру, цвету зари, кругу около солнца или луны и т. п. Приметы, не получившие полного объяснения наукой, например приметы по поведению животных и ощущению людей, сохранили лишь подсобное значение для предсказания погоды. Но в то же время надо всегда помнить, что еще сохранились приметы, которые основаны на случайных совпадениях различных явлений или на религиозных предрассудках. Подобными приметами пользоваться для предсказания погоды нельзя.